Королевский Краков. Часть первая

2018-10-21

Автор: Ирина Крахмалева

После короткого знакомства с белорусским Гродно мы отправились в польский Краков. Дорога прямым поездом заняла около восьми часов, учитывая продолжительную стоянку в пограничном населенном пункте. О городе с богатым культурным и историческим наследием, роскошной архитектурой и привлекательными зелеными уголками можно рассказывать долго. В этом материале дальше рыночной площади Кракова мы, уважаемый читатель, не пойдем. Почему – узнаете прямо сейчас.



Особенности прибытия
Надо сказать, железнодорожный транспорт в Польше развит. По сути, эта страна является воротами из Восточной Европы в Западную. Здание железнодорожного вокзала в Кракове было возведено еще во второй половине XIX века, однако со временем и вокзал, и прилегающая к нему территория подверглись изменениям и перестройкам. В Кракове железнодорожный вокзал и автовокзал оказались взаимосвязаны. В комплекс теперь включен и торговый центр как надстройка – Краковская галерея с множеством магазинов разного ценового диапазона и точек питания. На первом ярусе галереи есть даже экспозиционное пространство. Знаменитый краковский музей Чарторыйских с великолепным художественным собранием временно на реконструкции и закрыт для посещений. Зато в галерее выставлены репродукции полотен известных всему миру мастеров живописи – с указанием стоимости этих работ на аукционах.
Чтобы не отказывать себе в удовольствии ознакомиться с польским изобразительным искусством, мы отправились в галерею в Сукенницы. Но об этом чуть позже. А пока интересный факт о местных такси. Мы прибыли в город поздним вечером, и хотя, как выяснили уже на следующий день, до места жительства могли добраться пешком от вокзала за двадцать минут, с багажом предпочли воспользоваться услугами такси. Мы выбрали радиотакси – они предлагают фиксированный тариф и работают напрямую от вокзала и автовокзала. Вышли на верхний ярус вокзала, звонком по телефону вызвали такси, указав номер выхода с платформы. Ожидание составило меньше минуты. Оплачивать такси можно наличными или банковской карточкой.

По королевскому тракту
Краков является крупнейшим городом региона Малая Польша, он же административный центр Малопольского воеводства. Основные достопримечательности находятся внутри старых районов города, вдоль королевского тракта, проложенного к Вавельскому замку. От вокзала в Старый город ведут Флорианские ворота, которым уже семьсот лет. Это одно из немногих сохранившихся оборонительных сооружений Кракова. В арке часто, особенно по выходным, можно услышать музыку в исполнении уличных артистов. От ворот в Старый город течет некогда главная улица – Флорианская. Здесь всегда многолюдно, идет торг сувенирами, проводится выставка-продажа акварелей с изображениями старинных городских улочек и копий картин, по обе стороны множество магазинчиков и пунктов обмены валюты (в Польше, хотя она и входит в Евросоюз, сохранилась своя валюта – злотые).
Лучший вид на Флорианскую улицу – со стен Барбакана. Это круглый бастион постройки XV века, возведенный для защиты от турок. Само здание как бы выступает из городской стены и оснащено бойницами для прицельной стрельбы. В открытых источниках есть информация о том, что некогда Барбакан был соединен с Флорианскими воротами коридором, его окружал ров, наполненный водой. Сохранность объекта впечатляет.
Купив билеты в Барбакан, мы поднялись по лесенке и очутились внутри мини-зала, где на экране транслировался динамичный фильм с реконструкцией событий ушедших веков, в историческом контексте подана и легенда об основании города Кракова. Потом мы отправились изучать галереи и бойницы бастиона. Вышли на балкончик, с которого открывается живописный вид на Флорианскую оживленную улицу. Каменный борт у балкона резной – с причудливыми узорами, напоминающими одновременно растения и крылья бабочки. Это фирменный стиль Сукенниц, который как логотип взял себе размещенный в торговых рядах музей.

Суконные ряды
Рыночная площадь и сеть улиц района Старе Място (Старый город) были спроектированы еще в 1257 году, когда Краков, получив Магдебургское право, стал городом. В центре Рыночной площади расположены Суконные ряды, или Сукенницы, – главное торговое место, а также один из филиалов Национального музея в Кракове (здесь устроена Галерея польского искусства XIX века). Каменные стены огораживают прилавки, они разграничены центральным проходом. В архитектуре торговых рядов заметны следы итальянской и польской традиций. Аркады и лоджии, которыми примечательны Сукенницы, – это отсылка к средневековому венецианскому стилю. Огромное и в то же время воздушное здание украшают декоративные парапеты с вазами в стиле Ренессанс.
В срединной части торговых рядов всегда продаются сувениры – здесь можно найти и заурядные безделушки, и интересные вещицы от местных ремесленников. Однако самые яркие памятные покупки лучше совершать на ярмарках, которые проходят на главной площади и на соседнем Малом рынке. В субботу на последнем мы застали настоящий пир: работали ресторанчики на открытом воздухе, где готовили и продавали традиционные польские мясные блюда и другие натуральные продукты питания. Перекусить можно было прямо на месте, за расставленными столами. В лавках свои изделия выставили мастера кузнечного, ткацкого, гончарного промыслов. На смонтированной сцене выступал народный коллектив, который очень тепло принимала публика, состоявшая из местных жителей и туристов. Словом, была воссоздана атмосфера праздника с национальным колоритом.
В Галерее польского искусства в Сукенницах выставлены полотна живописцев, начиная с эпохи классицизма, и скульптура. Здесь собрана добротная коллекция портретов, исторические сюжеты, жанровая живопись, картины символистов. Имена авторов: Ян Матейко, Генрих Семирадский, Станислав Выспяньский, Юзеф Хелмоньский, Петр Михаловский, Яцек Мальческий и другие. Из Галереи есть выход на балкон, где располагаются ресторанчики. Отсюда великолепно просматривается статный Мариацкий костел.
Рыночная площадь, где некогда проходили особые торжества, в том числе коронация монархов, примечательна еще рядом объектов. Здесь располагается крохотный костел святого Войтеха (внутри представлены находки из археологических раскопок), памятник Адаму Мицкевичу, одинокая башня снесенной в XIX веке городской ратуши (внутри расположился Народный театр, о чем снаружи есть указатель – арт-объект в виде огромной железной маски, демонстрируемой в горизонтальном положении и привлекающей своим необычным видом фотолюбителей). На все четыре стороны от Рыночной площади располагаются здания – памятники старины. У каждого своеобразные черточки во внешнем убранстве фронтонов, порталов, оконных проемов, дверей. На первых этажах каменных красавцев теперь много магазинов, ресторанов и кафе, а в качестве названий взяты архитектурные элементы – «Дворец под баранами», например.

Архитектурная доминанта
Главный костел исторического Кракова с готическим шпилем – Мариацкий, или костел Успения Пресвятой Девы Марии. Во всех путеводителях он описан как один из главных объектов для посещения преимущественно из-за богатого алтаря конца XV века и оригинального внешнего и внутреннего убранства. Северная башня костела, увенчанная золотой короной, названа сигнальной – каждый час с нее раздается особый сигнал «хейнал», который подает таинственный трубач – в древности так возвещали о начале дня. Костел украшает портал в духе поздней готики с резными фигурами апостолов и святых. Ажурное окно над порталом – произведение искусства авторства Яна Матейки. Над рисунком витражей работали Юзеф Мехоффер и Станислав Выспяньский.
Мы попали в костел утром, когда здесь проходило богослужение. Жаль, но главный алтарь, искусно высеченный из камня скульптором Витовом Ствошем в 1477–1489 годах и посвященный Богородице, был прикрыт строительными лесами – внутри собора ведется реконструкция. Остальные же элементы убранства, в том числе «Распятие», выполненное рукой все того же В. Ствоша, а также ренессансная дарохранительница по проекту Джованни Марии Моски, барочная кафедра, мраморные алтари были открыты для просмотра. Мощно и величественно! Ощущения неповторимые родились, думается, еще и оттого, что костел мы осматривали не просто как музей – в соборе звучало молитвенное слово, которое позволяло прочувствовать особую энергетику базилики.
В Мариацкий костел мы вошли потом еще раз, уже вечером, когда камерная обстановка сменилась многолюдным собранием. Сколько раз костел Успения Пресвятой Девы Марии попал в объективы наших камер, подсчитать сложно. Надо сказать, в зависимости от времени суток и от ракурса эта доминанта главной площади Кракова раскрывается с новой стороны, каждый раз поражая воображение мастерством ее создателей.