Королевский Краков. Часть вторая

2018-10-26

Автор: Ирина Крахмалева

Продолжим прогулку по Кракову, начатую в прошлом номере «ОВ». После осмотра главных достопримечательностей в пределах Рыночной площади пройдем старыми городскими улицами – Гроздкой, где когда-то высились дворцы, и совсем короткой – Каноничьей, которая завершается у королевского замка. Это окончание бывшего Королевского тракта, который выведет нас к холму Вавелю, словно нависшему громадой исторических зданий над Вислой.



По пути к Вавелю
Двигаясь по указанным вымощенным улочкам, мы прошли мимо соборов святого Мартина и святого Андрея, а также увидели уникальный костел святых Петра и Павла. Эта церковь иезуитов начала XVII века в стиле раннего барокко – творение рук итальянских архитекторов королевского двора, завершал работу Джованни Баттиста Тревано. Ограда костела украшена скульптурами – фигурами апостолов, на фасаде вылеплен герб с орлом – символ короля Сигизмунда III.
Герб Кракова не случайно увенчан короной над замковыми стенами. Некогда Краков был столицей и крупнейшим городом польского государства. Стольным он стал при правителе Казимире I Восстановителе в 1038 году. Резиденция польских монархов располагалась здесь, на холме Вавель, вплоть до 1596 года, когда король Сигизмунд III вместе со всем двором переехал в Варшаву.
Вавель хранит не только историю коронации правителей (до 1734 года), но и служит местом их последнего приюта – в кафедральном соборе находится королевская усыпальница. В наши дни объекты на холме объединены в музейный комплекс.
Есть здесь и напоминание о знаковой для католицизма фигуре. Кароль Юзеф Войтыла (1920–2005), известный как Папа Римский Иоанн Павел II (канонизирован в 2014 году), с 1963-го по 1978 год был викарным епископом и архиепископом Кракова. Он же основал музей кафедрального собора, теперь представляющего коллекцию экспонатов, отсылающих к «королевскому» периоду Кракова, реликварии, церковные предметы, личные вещи самого Иоанна Павла II.
Интересно, что вход в ворота замка открыт до глубокого вечера, так что осмотреть внутренний дворик, кафедральный собор снаружи, выбраться за стены, чтобы увидеть Вислу, можно без толп туристов – территория основательно подсвечивается.

Увидеть дракона
Согласно легенде, жителей древнего Кракова терзал дракон. Однако нашелся смельчак – сапожник Скуба, который пошел на хитрость и уничтожил мучителя, «угостив» его начиненным серой бараном. Обуреваемый жаждой после такого «кушанья», дракон обратился к Висле и пил воду до тех пор, пока не лопнул. В награду король Крак разрешил сапожнику взять в жены принцессу.
Легенды Кракова оживают на набережной под замковой стеной: здесь в стеклянных витринах выставили рисунки – в человеческий рост – женщин-героинь королевских сказок. На набережной же сооружена «звездная» пешеходная дорожка с отпечатками рук известных современных режиссеров (мы нашли, в частности, Анджея Вайду и Люка Бессона).
Известно, что под Вавельским холмом была проложена целая сеть туннелей. Один из входов под землю, с осмотром небольшой части таинственных ходов, сделали туристическим объектом, назвав его пещерой дракона. Осмотр «логова» чудища доступен только в летние месяцы. В остальное же время можно любоваться металлической статуей дракона под стеной замка. Время от времени этот молчаливый и даже дружелюбный с виду персонаж внезапно превращается в огнедышащего свирепого зверя – из открытой пасти извергает пламя, чем одновременно пугает и восхищает и детей, и взрослых. У туристов, которые взбираются на камень, чтобы сфотографироваться с драконом, рождается иллюзия, что именно они своим шумом «разбудили» легендарного древнего жителя Кракова.
Дракона как символ этого польского города можно добыть в любой сувенирной лавке. Продаются и елочные шары в форме дракона, и мягкие игрушки, и маленькие статуэтки, и брелоки. И даже водостоки на замковых строениях выполнены в виде драконов.
Отправимся теперь в замок.

Королевский быт
Вокруг Вавельского холма возведены оборонительные стены с тремя высокими башнями. Эти укрепления появились со временем, когда замок перестраивался правившими монархами. В комплекс оборонительных сооружений Вавель превратили австрийцы (после утраты Польшей независимости Вавель стал казармой для австрийского гарнизона). В кирпичную стену бастиона вмурованы таблички с именами. Оказывается, так увековечены жертвователи, которые помогли провести реставрационные работы в замке в период между Первой и Второй мировыми войнами. В Вавельский замок попадаешь через Гербовые ворота, спроектированные Адольфом Шишко-Богушем.
Королевская резиденция в дошедшем до нас ренессансном виде, со сказочным – с аркадами – внутренним двориком, была перестроена в первой половине XVI века. Для осмотра доступны несколько зданий. На карте обозначены Королевская сокровищница и Оружейная палата, залы, где заседали депутаты и сенаторы, королевские апартаменты, бывшая королевская кухня. Мы пришли сюда рано, до очередей в кассу, и приобрели отдельные билеты на объекты для посещения.
Набралась группа в 10–15 человек – и нас встретила приветливая дама-гид, которая провела прекрасную экскурсию на польском языке по королевским покоям (в качестве подспорья иностранным туристам выдается печатная «выжимка» основных сведений о комнатах и представленных там предметах королевского обихода).
Если средневековые замки отличаются аскетизмом внешнего и внутреннего убранств, то в эпоху Возрождения они наполняются предметами роскоши, в зависимости от вкусовых пристрастий владельцев. Например, король Сигизмунд Август собрал целую коллекцию прекрасных гобеленов огромных размеров.
В экскурсии демонстрируются королевская спальня, столовая, комнаты фрейлин, кабинет в крыле «Куриная лапа». Архитектоника помещений не так проста – взору предстает не только анфилада комнат, но и причудливые «ответвления» в камерные помещения. Есть в экскурсии место и рассказу о пребывании польского президента в королевских покоях.
«Утраченный Вавель» – это отдельная экспозиция-реконструкция, размещенная в подвале бывшей королевской кухни. Здесь, например, демонстрируется открытая во время раскопок круглая ротонда Девы Марии – предположительно, она была частью первого замка в конце X – начале XI веков. Посетители знакомятся и с другими находками того же периода, обнаруженными археологами, включая остатки архитектуры, а также с виртуальной моделью древнего Вавеля.

Королевская усыпальница
Вавельский кафедральный собор в архитектуре сочетает множество стилей. По сути, это архитектурный ансамбль: к базилике пристроены три башни и примыкают несколько часовен (Святого Креста, Святой Троицы, Девы Марии, Сигизмунда, Вазов и другие). По свидетельству историков, существующее здание – это третий собор, возведенный в XIV веке.
На часовой башне со шпилем на проходящих внизу посетителей взирают в виде статуй покровители Польского королевства: Вацлав, Вой-цех, Станислав, Казимир. В башню Сигизмунда помещен огромный колокол, назначение которого – возвещать о самых важных в стране событиях. В самом соборе, в центре религиозной жизни краковчан, служили не только мессы, но прославляли монархов в день их коронации, бракосочетаний, отдавали им дань памяти, провожая в последний путь.
Интерьеры кафедрального собора – настоящий музей. Кстати, в отдельные помещения доступ туристам закрыт. В соборе находится особая реликвия – мощи святого Станислава, помещенные в серебряный мавзолей. На колоннах собора размещены эпитафии, посвященные епископам Кракова. Привлекают внимание резные королевские лавки в стиле барокко.
Как бы странно это ни звучало, но самые ценные произведения искусства кафедрального собора – это надгробные памятники и захоронения польских королевских династий в крипте. Средневековое захоронение представляет собой скульптурное изображение в мраморе лежащего на крышке саркофага монарха, держащего символы власти, в окружении аллегорических фигур под каменным балдахином. Монументально и лаконично. Пример величайшей работы скульптора Вита Ствоша – саркофаг короля Казимира Ягеллона. Другой скульптор – Санти Гуччи – потрудился над прекрасным изваянием – гробницей короля Стефана Батория. Есть и двойное надгробие – гробницы Сигизмунда Старого и Сигизмунда Августа расположены одна над другой. Одно из поздних захоронений – надгробие королевы Ядвиги. Выборные короли не были похоронены в соборе.
Особых почестей в кафедральном соборе удостоены и художники слова. В так называемой крипте поэтов упокоен перенесенный прах литераторов Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого.
После осмотра Вавельского замка и кафедрального собора мы еще долго гуляли по территории холма. В обозначенных стенами границах находится довольно обширное пространство, заполненное историей. Силой воображения стараешься воссоздать, глядя на уцелевшие фундаменты старинных зданий, облик средневекового города.
У входа в замок стоит памятник – фигура выкинувшего в сторону руку с шапкой бравого поляка на коне. Это национальный герой Тадеуш Костюшко, который организовал народное восстание в 1794 году. Прах Костюшки также захоронен в кафедральном соборе. В Кракове есть и насыпной курган в честь героя – холм Костюшки. О нем расскажу в следующем материале.