Коротко о разном размышлизмы

2018-08-07

Автор: Владимир Ермаков

Блуждающие мысли, потерявшие нить рассуждений в дебрях воображения, или оказываются в мысленных тупиках, или теряются в умозрительных пустошах. Благоразумные суждения, избегающие ментального риска, не выходят из общего места и пребывают в плену очевидности. Вот и думай как хочешь…



* * *
Банальность – мудрость, усвоенная глупостью.

* * *
Банальность – исчерпанная мысль.

* * *
Выразитель общего мнения: позиция обозначена четко и обустроена крепко, – только совершенно непонятно, кто ее занимает.

* * *
Есть два вида умственной неполноценности, имеющих следствием идейную несостоятельность: неоправданное доверие к видимости и необоснованное подозрение к очевидности.

* * *
Потакая низменным инстинктам, политики и проповедники намного легче добиваются успеха, чем обращаясь к лучшим чувствам. Когда общественным мнением манипулируют циники, это еще полбеды, – беда, когда общественным сознанием овладевают фанатики.

* * *
Что такое идеология? Дурные идеи посредством зрелых циников и старых дураков внедряются в головы молодых идиотов.

* * *
Актуальная культура переживает структурный кризис: господствующая тенденция – девальвация смысла и деградация образа. Все культурные практики или истратились в повторах, или извратились в экспериментах. Что-то с искусством не так, служенье муз стало пустой суетой. Возможно, музы переживают климакс. А самая влиятельная из сестер, муза истории Клио, кажется, впадает в маразм.

* * *
Что такое художественное творчество? – С точки зрения психоанализа, целенаправленное расстройство личности.

* * *
Что такое изящная словесность? – Сочинение, в котором изложение превалирует над содержанием.

* * *
Информационное пространство большей частью заполнено пустыми словами, из-за нецелевого использования и служебного злоупотребления утратившими свой смысл. Словесная инфляция снижает темпы мысленного производства. Обыденная речь семантически выхолощена и засорена словесной шелухой. Отсюда жизненная необходимость литературы. Писатель – спасатель слов, тонущих в житейском море.

* * *
Свобода и собственность в потребительском обществе находятся в сложных отношениях: независимость обеспечивается благосостоянием, – но чтобы достичь благосостояния, приходится поступиться независимостью.

* * *
Идеализировать девяностые годы как креативный период истории могут только либеральные идеологи и патологические идиоты. Что сделали либералы со страной? Развалили, разворовали, развратили. Разваливали напористо, разворовывали нахраписто, развращали намеренно.

* * *
Либеральные реформы, проведенные в стране, – величайший блеф оте-чественной истории. Во-первых, никакие они не либеральные: государство предоставило обществу свободу мнений, а себе оставило свободу действий. Во-вторых, никакие это не реформы: насилие, произведенное над обществом, было целенаправленным, но не было целесообразным.

* * *
Нынешнее законодательство, обслуживающее интересы правящей элиты, целенаправленно превращено в бюрократический лабиринт, в котором множество кривых путей, которыми можно обойти преграды закона, – но до правды не добраться.

* * *
Что такое застой? Неприятие данного и неисполнение должного. Все хотят как лучше, но чтобы лучше стало само собой. А пока пусть будет как есть. Народ безмолвствует. Элита бездельничает. Власть бездействует. В общем, жить тошно, но можно.

* * *
Что такое застой? Тихий омут истории, в котором черти водятся. На поверхности жизни все гладко – разве что рябь скандала потревожит матовую гладь мутной воды, или зловонным пузырем ядовитого газа всплывет какая-то позорная тайна. А на дне нарастает толща ила: слой за слоем осаживаются вредные отходы жизнедеятельности. Черти, населяющие омут, развлекаются мелкими пакостями; они ждут, когда исполнится мера времени, и количественные изменения, согласно законам диалектики, перейдут в качественные. А тогда такое начнется, – хоть святых выноси…

* * *
Народное определение профессиональной некомпетентности: при деле сидел, на дело глядел, а дела не разумеет. Это относится, прежде всего, к нашей системе руководства, где в каждом ведомстве много начальников, но мало работников. Поэтому главное направление работы бюрократического аппарата – расширение штатов.

* * *
Что наша власть умеет исстари – придать строительству потемкинской деревни статус инвестиционного проекта. В административном чудотворстве, как и в поэтическом творчестве, важнее всего величие замысла. Не зря же прижился сарказм: Россия – родина слонов. Стоило бы расширить смысл злой и горькой насмешки: слонов, сделанных из мух. Да уж! какую глупость ни делает власть, она делает ее с размахом.

* * *
Политика как таковая суть теневая экономика: взаимообмен власти и корысти. Условием сделки становится отказ от совести. Талант от бога обменивается по текущему курсу на валюту, имеющую хождение, – динарии кесаря. Серебряники Иуды, внесенные в налоговую декларацию, считаются законными доходами от частного предпринимательства.

* * *
О, бесславное время! награды, не нашедшие героев, словно женщины, потерявшие стыд, отдаются кому попало.

* * *
Моральный кодекс холуйства сводится к одному принципу: уничижение паче гордости.

* * *
Когда ортодоксия исчерпывает потенциал иллюзий, она активирует скрытый ресурс ересей.

* * *
Что лучше: худшее из лучшего или лучшее из худшего?

* * *
Кризис среднего возраста: разум в разладе с организмом.

* * *
Нельзя жить идеалами. Идеальная вода – дистиллированная. Ни вкуса, ни запаха, ни цвета. В природе такая химически чистая вода не встречается. Да и к питью она не годна.

* * *
Нравственность – сердечное согласие между разумом и организмом; моральность – рассудочное соглашение между индивидом и обществом.

* * *
На всякого мудреца довольно простоты. На всякого хитреца довольно наглости. Проигрывая в идейных спорах, в житейских делах хитрожопый запросто обойдет хитроумного. Нынешнее положение вещей организовано умниками, но все выгоды от него получают циники.

* * *
Лучше всего на свете живется простодушным и бесхитростным. В старину их звали блаженными. Чистые сердцем, они всегда остаются в убытке, – но, пребывая в гармонии с божьим миром, не замечают понесенного ущерба.

* * *
Кто это выдумал, что у нас душа нараспашку? Хрен вот вам в дышло! В открытую душу каждый походя плюнет.

* * *
Люди – существа заведомо сложные, и чем они умнее, тем сложнее. Когда кто-либо в процессе общения начинает упрощать, я невольно напрягаюсь: ну, думаю про себя, тут надо быть настороже, – сейчас тебя охмурят и объегорят. Простота, как известно каждому дураку, бывает хуже воровства. Да и по части откровенности все не так просто; душа нараспашку обычно у тех, у кого ничего за душой.

* * *
Есть две формы лукавства: искренность без откровенности и откровенность без искренности. Я знаю о себе, что часто бываю искренним, но редко откровенным. Это не бог весть что, но все-таки лучше, чем быть откровенным, не будучи искренним.

* * *
В мире нет совершенных существ; эволюция, меняя формы существования, никогда не достигает предустановленной гармонии. Разумное существо отличается от неразумного тем, что оно страдает от своего несовершенства. Все мы немощны, ибо человеце суть… И чем лучше человек, тем больше он недоволен собой. В разуме, заполненном думами о сущем, не остается места заботам о насущном, – отчего умные люди по жизни так часто остаются в дураках.

* * *
Во многой мудрости много печали. Мудрость мизантропов безрадостна, но в ней мало печали о людях. В реальном мире истина несовместима с действительностью, как святость несовместима с жизнью.

* * *
Особенность современного антропологического типа – некомпетентность, никчемность и незрелость. Особое свойство морально неустойчивой личности – полупорядочность.

* * *
Есть двуличные люди, а есть столичные; жизнь в мегаполисе делает жителей в сто раз переменчивее прочих.

* * *
Все относительно… тому, кто страдает от запора, понос кажется счастливой участью.

* * *
Барон Мюнхгаузен, угодив в болото, вытащил себя за волосы. Не всякий способен на такой подвиг. Я бы не смог – у меня голова не так устроена… волос маловато.

* * *
Профанированная дерзость становится дешевой пошлостью; бабник и циник – вырожденные образы Дон Жуана и Диогена.

* * *
В начале жизни читаешь много, а понимаешь мало – но то, что понимаешь, запоминаешь накрепко. Потом читаешь меньше, понимаешь больше – но прежнего значения прочитанному уже не придаешь.

* * *
Сакраментальный вопрос о смысле сущего – острая пружина, торчащая из продавленного дивана идеалиста Обломова, на котором развалился нигилист Базаров.

* * *
Над этим стоит подумать. Но без морального обязательства до чего-нибудь додуматься. Дума, в отличие от мысли, никогда не доходит до вывода.