Кредитные сети

2019-06-06

Автор: Виталия Румянцева

Из года в год в России растет спрос на заемные средства. Желание населения безотлагательно обладать благами цивилизации спровоцировало потребительский кредитный бум, открытие новых финансово-кредитных учреждений и ужесточившуюся конкуренцию между ними. В погоне за клиентом банки максимально упрощают процедуру займа. А личная финансовая заинтересованность менеджеров в максимальном количестве одобренных ссуд спровоцировала волну мошенничеств. В ситуации, когда сотрудник орловского отделения одного из российских банков без ведома заемщика пытался оформить кредит на клиента, оказалась и я.



Без меня меня женили

В прошлом году я оформила кредитную карту в одном из банков. Не по необходимости, а для успокоения нервной системы, чтобы в случае непредвиденных расходов на руках была нужная сумма. О чем сегодня искренне жалею. Изредка ей пользовалась, без просрочек погашая одолженные до зарплаты средства. К слову сказать, заемщик я добросовестный. Всегда вовремя вносила ежемесячный платеж по взятым обязательствам. То есть по факту являюсь желанным клиентом для любого банка.

Недавно решила закрыть кредитку и вернуть обратно кредитно-финансовому учреждению. Для этого вечером 30 мая позвонила на горячую линию организации и попросила проконсультировать, как грамотнее составить отказ от карты и какие справки о закрытии счета я могу взять после. В ходе разговора консультант навязчиво предлагала взять кредит наличными, рекомендуя не расстраиваться, что по сделанной в десять утра заявке на заем я получила отказ. Мол, отказали из-за неточности, допущенной при заполнении строки «официальное место работы». Сказать, что я испытала шок – значит ничего не сказать. Никаких заявок мной не оформлялось.

Сорок минут мучительного ожидания, пока сотрудник горячей линии выясняла подробности, показались вечностью. Наконец оператор перезвонила и уточнила, что действительно в 10 часов 10 минут менеджер орловского отделения заполнила анкету от моего имени на получение 350 тысяч рублей. Однако, затребовав видео с камер наблюдения, установленных в офисе банка, консультант убедилась, что в здание я не заходила. Также на мой мобильный, как и от меня на номер банка, не поступали звонки с разрешением использовать персональные данные для оформления кредита.

Дабы разобраться в ситуации, я отправилась в региональное отделение этого российского коммерческого банка.

Вам полмиллиона не нужны?!

Офис учреждения, занимающего, для справки, весомую нишу на рынке потребительского кредитования, сам по себе небольшой. Представьте себе, уважаемые читатели, квадратный коридорчик с двумя терминалами, следующий за ним зал с четырьмя кредитными консультантами и кассиром, в конце небольшого помещения через стеклянную дверь просматриваются два рабочих места менеджеров. Оказанный в прошлом году во время подписания договора на открытие кредитки прием был более теплым. Сегодня же управляющая и виновница сложившейся ситуации встретили меня, как мне показалось, довольно враждебно, нахально общались, настойчиво пытаясь убедить, что ничего противозаконного не сделано. Мол, мы действовали исключительно в ваших интересах.

– Вам что, деньги не нужны? Ах, если не нужны, так идите себе домой, вам и так отказано. Не тратьте наше время, – возмущалась вокруг меня стайка молодых консультанток.

Им вторила управляющая:
– Поверьте, это нормальная практика. Мы отправляем заявки на кредит, приложив ксерокопию вашего паспорта. Получив одобрение и уточнение по максимальной сумме займа, предлагаем клиенту прийти. А если отказано, то какой смысл лишними звонками беспокоить человека.
При этом законность процедуры (отсутствие устного или письменного согласия на обработку и разглашение персональных данных), мнение клиента на момент отправки заявки не учитываются. Нужны вам деньги или нет, менеджера не очень-то и волнует, ведь на носу отчет о проделанной работе, результат которого сказывается на размере заработной платы.

Пытаясь перекричать недовольный гул, обращаю внимание представителей банка на то, что они нарушили мои права и финансовые интересы, лишив возможности в течение как минимум последующих 30 дней подать заявку на заем, который, сложись так обстоятельства, может экстренно мне понадобиться.

Поясню. Если отказали в выдаче кредита, то повторная подача заявки возможна не ранее, чем через один-три месяца. Этот срок может быть больше либо меньше в зависимости от условий конкретных банков. Просить заем чаще, чем раз в месяц, не стоит – заявка может быть автоматически отклонена, а кредитная история испорчена.

И тут всплыл еще один шокирующий факт. Весело ойкнув, менеджер заявила:
– А ведь первую заявку на ваше имя я отправляла 21 мая. Просила для вас полмиллиона рублей. Я же в ней написала ОАО вместо ООО. А сегодня снова скопировала неверные данные. Мне, точнее вам, неделю назад уже по этой причине отказали.
Две заявки, оформленные без моего согласия, подпорченная кредитная история… Но в банке передо мной даже не удосужились извиниться. Молча написав претензию, я пошла в сторону прокуратуры, намереваясь по пути заглянуть в Роспотребнадзор и региональное отделение Центробанка. Уважаемые читатели, я обязательно поделюсь с вами окончанием этой кредитно-банковской эпопеи.

Бывает и такое

К сожалению, подобные противозаконные шалости позволяют себе не только в банке, от действия сотрудников которого я сегодня пострадала. В доказательство приведу вам выдержку из письма, отправленного в адрес редакции Эльвирой С., жительницей Мценского района.
«Мне позвонили из кол-центра одного из банков, чтоб рассказать о специальном предложении, подготовленном для меня. Спросили, интересует ли данная информация. Я любезно согласилась выслушать. Вместо того чтобы просто озвучить условия, менеджер без моего ведома и согласия отправляет во время беседы от моего имени заявку на кредит (данные остались в базе банка после приобретения в 2017 году телефона в рассрочку). Затем озвучивает, что мне отказано, а спецпредложение аннулировано. Уточнив при этом, что новую заявку я смогу подать теперь только по истечении трех месяцев.

Я была удивлена, ведь не просила отправлять анкету на кредит. Подала жалобу. Через день мне позвонили и сообщили, что, дескать, сотрудник действовал по регламенту. Так как для того чтобы узнать, действует ли у вас предложение от банка, нужно отправить заявку на кредит. На вопрос, почему не предупредили о таких специфических правилах банка, ответили следующее. «Вы ранее давали письменное разрешение на обработку своих данных». Да, давала, но это соглашение относилось к рассрочке на покупку мобильного. Представитель банка парировал, мол, данное соглашение дает право банку подавать заявки на кредиты в любое время без предупреждения и без предварительного уведомления клиента…»

Еще одной историей поделилась Евгения Д. из Орла.
«Попала в ужасную ситуацию. Ранее брала кредит в банке на маленькую сумму. Когда выплатила всю сумму долга, пришла в офис учреждения для получения справки о закрытии займа. Менеджер банка взяла мой паспорт, выдала заявление, я все проверила и подписала. Далее девушка предложила сверить мои данные в их системе. Мол, таким образом я подтвержу, что получила справку о закрытии кредита. Также была сделана фотография на веб-камеру, хотя так поступают при оформлении заявки. Но менеджер успокоила, что это просто такие правила.

Спустя пять минут консультант радостно заявила, что на мое имя выпущена кредитная карта. В подтверждение на телефон пришла эсэмэска: «Поздравляем с одобрением вашей заявки на кредитную карту». От «долгового пластика» я отказалась. Однако менеджер встала и ушла, вернувшись позже с кредиткой. Я подняла скандал и с менеджером, и с руководителем допофиса. Они отказались принимать мою жалобу. Сказали, что я могу только оставить отзыв на их сайте. Без моего согласия на мое имя оформили кредитную карту. Это явное нарушение моих прав».

Письма и звонки с жалобами на то, как банки нарушают права наших читателей в части самостоятельного принятия решений о кредитовании, редакция «ОВ» получает регулярно. Уважаемые читатели, мы рекомендуем не закрывать глаза на банковский произвол, а оперативно подавать претензии в профильные ведомства.

P.S. На момент выхода номера со мной связалась управляющая банка, сообщив, что если я так уж воинственно настроена, то они «депремируют менеджера», допустившего оплошность. Взамен штрафных санкций попросили забрать заявления из прокуратуры и иных надзорных ведомств. Я отказалась.


Ольга Дмитрова,
руководитель юридического отдела одного из орловских
финансово-кредитных учреждений

По правилам работы банков для подачи заявления на кредит необходимо личное присутствие потенциального заемщика с оригиналом паспорта. Также обязательным условием является подпись клиента на письменном разрешении об обработке персональных данных. Так как в данной ситуации использовался не паспорт, а старая ксерокопия, то сотрудник, нарушивший правила, совершил преступление в отношении банка и клиента, без уведомления и согласия которого была оформлена заявка на кредит. Добавлю, что при получении одобрения менеджер мог получить кредитные деньги, повесив обязательства по выплате на вас, то есть совершил бы мошенничество, причинив ущерб банку, а вам моральный вред. Рекомендую вам незамедлительно подать претензию в ЦБ РФ, в прокуратуру и в полицию.