Кремль отмониторит регионы

2018-08-16

Автор: Наталья Балакирева

Чтобы не решать возникающие в регионах проблемы постфактум, а пресекать их на корню, федеральный центр решил внедрить на всех территориях России систему мониторинга соцсетей. Сможет ли она гасить в зачатке региональные протестные настроения и справедливо ли федеральные СМИ именуют ее не иначе как «диджитализацией ручного управления страной в режиме постоянного чрезвычайного положения», разбирался «ОВ».



Регионы взяли под козырек
На днях Кремль инициировал запуск программы отслеживания реакции региональных властей на жалобы россиян в социальных сетях. По всей вероятности, он рассчитывает на то, что данная система станет альтернативной программе мониторинга региональной прессы, которая функционирует сейчас. Дело в том, что извлекать полезную информацию из нее федеральному центру все сложнее. Количество государственных и муниципальных изданий на рынке печати по сравнению с частными таково, что картинка получается почти елейная. Кроме того, регионы склонны придерживать негативную информацию до последнего, что пагубно влияет на всю информационно-политическую повестку.
– Региональные власти объективно стремятся не сообщать в центр о неприятных тенденциях, пока они еще не очень заметны. Поэтому речь идет о попытке превентивного решения наиболее острых проблем, так чтобы потом их не надо было решать постфактум уже методами ручного управления, что сложнее и менее эффективно, – замечает первый вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин.
По свидетельству газеты РБК, впервые опубликовавшей информацию о грядущем ноу-хау, в администрации президента этой задачей занимается управление по общественным проектам (его курирует первый заместитель руководителя кремлевской администрации Сергей Кириенко). Не удивительно, что пилотные субъекты Федерации, в которых ожидаются регионально значимые выборы, будь то выборы губернаторов или парламента, взялись за это дело с особым энтузиазмом. Во всяком случае, в администрации Орловской области, где сейчас заняты подготовкой к предстоящим 9 сентября досрочным выборам главы региона, «ОВ» сообщили, что внедрение системы уже идет полным ходом. Так что же собой представляет данный проект, которым планируют до конца 2019 года охватить все регионы страны?

Бесплатный сыр?
По словам начальника управления пресс-службы и аналитической работы администрации Орловской области Сергея Тюрина, автоматизированная система управления негативными мнениями в социальных сетях «Инцидент менеджмент», разработанная ООО «Медиалогия», призвана следить за информповодами в соцсетях («ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter, «Одноклассники»), а также мониторить общественную оценку действий властей на местах.
– Браузерная программа не требует установки дополнительного программного обеспечения на компьютер. Мониторинг будет осуществляться по ключевым словам. Программа нацелена на поиск негативных сообщений, жалоб, вопросов, отзывов, благодарностей, – пояснил спикер.
Далее, по словам Тюрина, результаты попадают к региональному администратору, который отбирает сообщения, нуждающиеся в ответе властей. В зависимости от масштаба проблем информация сортируется по профилям органов исполнительной государственной власти.
Предполагается, что официальные ответы должностных лиц должны будут публиковаться в соцсетях. При этом система не подразумевает работу с личными страничками руководителей органов власти специальной компетенции, которыми с приходом Андрея Клычкова, сразу выдвинувшего такое требование подчиненным, стали изобиловать некоторые соцсети. Она рассчитана на аккумулирование информации в официальных аккаунтах органов власти. Надо полагать, что создание таковых уже запланировано в полной мере. По сведениям «ОВ», на данный момент у региональной администрации таковой есть в сети Twitter, администрация города Орла же использует сеть Facebook.
Публикуемый ответ должен автоматически приходить к региональному администратору в рамках «Инцидента». Несколько постов с одной темой администраторы смогут объединять в кейсы, также называемые «инцидентами». По отработанным или проигнорированным «инцидентам» статистику можно наблюдать на уровне региональной и муниципальной администраций. Но, что самое главное, обрабатывать «инциденты» необходимо будет не позднее двадцати четырех часов с момента их возникновения. Сразу же вспоминается меткое название этой системы, данное ей федералами, – «диджитализация ручного управления страной в режиме постоянного чрезвычайного положения»…
Впрочем, Алексей Макаркин справедливо замечает: «Если речь идет о чрезвычайном положении для региональных чиновников, то оно было всегда – они в любой момент должны ответить на любой запрос центра».
В настоящее время в Орловской области прошел первый обучающий семинар, посвященный внедрению «Инцидент менеджмента». Осуществляется подготовка к запуску программы. В органах власти специальной компетенции закреплены должностные лица, ответственные за работу данной системы. В ближайшее время для них будут организованы специальные обучающие курсы. По словам руководителя пресс-службы, на данный момент установка программы является абсолютно бесплатной.

Ждать ли толк или армию троллей?
Впрочем, некоторые политологи не очень уверены в ожидаемом администрацией президента результате. Они полагают, что из кажущейся благой идеи в конечном итоге может выйти профанация:
Так, Константин Калачев, политический консультант, руководитель «Политической экспертной группы», считает, что рано или поздно появление армии так называемых региональных троллей неизбежно:
– Возникнут региональные «армии троллей», попытки блокировать неудобных пользователей, а те, в свою очередь, могут использовать новый инструмент для информационного шантажа властей. Но чтобы узнать, как это на самом деле будет работать, давайте дождемся итогов пробного использования новой системы в модельных регионах. Практика покажет.
Доктор политических наук Владимир Слатинов в оценке потенциальной деятельности системы не столь категоричен, но при этом убежден в ограниченных возможностях ее использования:
– Поскольку в администрации президента сегодня заправляют технократы, желание внедрить такую систему повсеместно совершенно естественно. Эффекты этой системы во многом зависят от того, как она будет функционировать с точки зрения организации процесса реакции на «инцидент». Если удастся выстроить функционально эффективную структуру, реакция властей на проблемы в чувствительных сферах – ЖКХ, благоустройство, дороги, экология – повысится. Это позволит оперативно снимать раздражение граждан и, возможно, избегать локальных протестов по отдельным поводам.
При этом политолог выделяет три фундаментальных фактора, при наличии которых данная система если не бессильна, то явно ограничена в функциональности:
– Первая – ресурсы. Если у властей нет ресурсов, чтобы исправить ту или иную ситуацию, эта система мало чем поможет, разве что быстрее отреагировать в коммуникативном плане. Иногда это сглаживает инцидент, но не решает проблему.
Вторая – это интересы. Когда наши власти принимают решения, исходя из собственных интересов или запросов влиятельных игроков, они не склонны прислушиваться к мнению граждан и экспертов на предварительной стадии. Слатинов уверен, что власти не будут это делать и в случае с «Инцидентом». – Тут, опять-таки, скорее, «ответом» будет пиар или давление, в том числе силовое, – считает он.
Третий фактор – установка сверху. Это то, как власти в регионах, к примеру, будут реагировать на пенсионную реформу, повышение НДС, законодательные инициативы или появление все новых поборов с граждан. Если федеральная инициатива превращается в «инцидент», то возможности регионов курировать ее крайне ограничены. В системе, где отсутствует полноценная политическая конкуренция и действует монополия на принятие решений, эффекты «Инцидент менеджмента» могут носить исключительно локальный характер.

 

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий

Никакая система сама по себе не является идеальной. Поэтому она может успешно работать только в совокупности с другими источниками информации. К тому же система «Инцидент менеджмент» – это инструмент, а тушить протест с ее использованием будут люди – и уже от них зависит, чего удастся добиться.


Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий – Никакая система сама по себе не является идеальной. Поэтому она может успешно работать только в совокупности с другими источниками информации. К тому же система «Инцидент менеджмент» – это инструмент, а тушить протест с ее использованием будут люди – и уже от них зависит, чего удастся добиться.