Куда уходят деньги?

2018-08-07

Автор: Иван Свиридов

Вопрос, куда уходят деньги, особенно волнует, когда получаешь очередную квитанцию на квартплату. Первая мысль у многих: платим-платим, а толку чуть. В смысле – чуть что, опять платить надо. То на ремонт крыши, то двери в подъезде, то еще чего. Но грамотные собственники не могут не понимать: дом – это сложная система, и не все упирается в банальные трубы и лампочки. В свою очередь специалисты управляющих компаний (УК) точно знают, чего на самом деле стоит содержание, читай: поддержание этой системы в должном состоянии. Как знают и то, что единственный источник доходов на эти цели – плата за жилищную услугу. А вот тратятся ли эти деньги именно на наше жилье, и кто на самом деле виноват в том, что не все деньги уходят «на дело», разбирался «ОВ».



Хорошо, да ничего хорошего
С 1 июля в Орловской области, как, впрочем, и по всей стране, выросли тарифы на свет, газ, воду, отопление. Одноставочный тариф по электроснабжению вырос на 103,31 процента, отопление – на 103,7, холодное водоснабжение – на 105,8, горячее водоснабжение – на 104, водоотведение – на 103,34. Таким образом, новые цифры в квитанциях мы видим по всем строкам, кроме одной – платы за текущий ремонт и содержание жилья (РСЖ). Ни на уровень инфляции, ни на какой другой эта плата не увеличивается. С одной стороны, вроде как хорошо. А с другой…
Плата за РСЖ – это на сегодня единственные деньги, которыми может распоряжаться управляющая компания. Так определил законодатель. В общей структуре платежа «за квартиру» РСЖ занимает порядка двадцати процентов. Вроде как не мало. На эту одну пятую платежа, да если умножить на количество квартир, да если подкопить пару лет, то как не сделать ремонт кровли или не заменить окна в подъезде? Согласитесь, именно так думает большинство собственников квартир.
Но на самом деле все не так просто. Эти деньги УК, опять же «благодаря» все тому же законодателю, вынуждена тратить не только на зарплату специалистов, закупку материалов для ремонта и т.п. Львиную долю составляют расходы на выполнение бесчисленных требований федерального законодательства, штрафы, оплату работы юристов, без которых в наше время просто никуда.
– Конечно, рост тарифов вызывает отрицательную реакцию населения. И первые, к кому люди идут со своими эмоциями, это УК, – поделился мнением с «ОВ» Борис Кичкин, директор региональных проектов Первой городской управляющей компании. – Но судите сами. Тариф на коммунальные ресурсы раньше поднимался два раза в год, лишь несколько последних лет рост происходит только с 1 июля. Тариф на СРЖ в Орле не менялся с 2014 года, а в прошлом году повысился на 15 процентов. А на сколько за это время выросли цены на материалы? И сколько сегодня из этого тарифа уходит на конкретный дом?

Платить – и никаких гвоздей
Все опрошенные «ОВ» представители орловских УК уверены: на фоне неизменной платы за СРЖ и постоянно повышающихся требований законодательства работать нормально практически невозможно.
– Главный фактор ежегодного роста цен на коммуналку – всеобщая изношенность всех субъектов инфраструктуры российского ЖКХ. Инженерные сети большинства многоквартирных жилых домов изношены не меньше и требуют в большинстве случаев капитального ремонта, – уверен Юрий Чемеров, гендиректор МУП «ЖРЭП» (З). – Цена на услуги УК зависит и от стоимости топлива и материалов и от прочих факторов. Нам, как и ресурсоснабжающим компаниям, также необходимо увеличивать заработную плату рабочих в связи с изменением МРОТ. Однако тариф за СРЖ всегда имел большую социальную значимость, в связи с чем и увеличение его происходит крайне редко. На наш взгляд, плата за СРЖ должна индексироваться хотя бы на размер инфляции ежегодно, что с недавнего времени разрешено законодательно, но в Орле пока данная норма законодательства не действует.
С материалами и ценами все ясно. А чтобы понять, насколько законодательные инициативы влияют на жизнедеятельность и платежеспособность УК, достаточно сравнить толщину Жилищного кодекса, вступившего в силу в 2005 году и его сегодняшнюю редакцию. Только успевай отслеживать поправки и новшества.
А ведь за несоблюдение многих из них УК грозят крупные штрафы. К примеру, «ОВ» неоднократно писал о системе ГИС ЖКХ, куда жилищники должны вносить и постоянно обновлять сведения о домах и происходящих в них процессах.
– Без преувеличения скажу, что каждое наше утро начинается с ГИС, – делилась в свое время с «ОВ» Елена Каминская, специалист по работе с ГИС ЖКХ Первой городской. – Работа в системе – это существенная дополнительная нагрузка для сотрудников в каждом отделе. Мы размещаем показания приборов учета, платежные документы, акты выполненных работ. Нашей компанией была проведена огромная работа при первичном наполнении системы. Необходимо было разместить технические характеристики МКД для формирования электронного паспорта дома в ГИС ЖКХ. В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 марта 2015 года №88/203/пр «Об утверждении форматов электронных документов, размещаемых в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» договоры управления, протоколы общих собраний, договоры с подрядными организациями были предварительно обработаны (распознаны) специализированными программными средствами и только после этого размещены в системе.
Разумеется, все стоит денег: приобретение программного обеспечения, оплата труда сотрудника, который будет этим заниматься, причем порой по совместительству с основной работой, едва ли не в ущерб ей. А не внесли сведения или не вовремя ответили на обращение собственника в ГИС – извольте оплатить штраф.

Больше не значит лучше
Не забываем и о не так давно прошедшем лицензировании УК. Для того чтобы продолжить работу, они должны были заплатить в казну несколько десятков тысяч рублей. Из последнего: УК получили новые инструкции о том, как надо проводить общие собрания собственников. Главное новшество – необходимость вести реестр этих самых собственников. А также распечатывать на каждое собрание документы на двухстах (!) листах. А ведь это тоже деньги! А поскольку, повторюсь, УК не имеет иного официального источника доходов, кроме как плата за СРЖ, можно смело говорить: это наши деньги! Которые вместо того чтобы работать на доме, уходят на порой вообще не относящиеся к нему мероприятия. Что печально, мало кто из собственников задумывается об этом. Гораздо легче требовать, чем пытаться понять.
– За последние несколько лет в сфере жилищного законодательства приняты сотни правовых актов только федерального уровня, а региональных и муниципальных вообще не сосчитать, – рассказывал «ОВ» Алексей Кузьмин, известный орловский журналист, председатель ТСЖ «Виктория». – Далеко не каждый специалист знает даже реквизиты всех этих документов, не говоря уж об их содержании. Разумеется, подавляющая часть потребителей ЖКУ не знает жилищное законодательство и подавно.
Так нечего и дальше превращать их в бесконечных жалобщиков и сутяг. А ведь известна масса примеров, когда УК под давлением общественного негодования вместо необходимых (но незаметных собственникам) работ по ремонту инженерных систем в подвале дома проводят не особо нужные (но при этом такие заметные и радующие глаз) работы по косметическому ремонту подъездов. Разумеется, это популистские меры. Но УК вынуждены на них идти. Иначе не избежать жестких санкций со стороны надзорных ведомств.


Борис Кичкин, директор региональных проектов Первой городской управляющей компании К сожалению, в стране отсутствует единая политика в сфере ЖКХ, в разных регионах УК работают по разным правилам. Тот же тариф на СРЖ органы местного самоуправления в каждом регионе разрабатывают по своей методике. И орловская, в которой расписана каждая копейка из 17 рублей, кстати, очень даже неплоха на фоне некоторых. А на самом деле нужны государственные целевые программы в сфере ЖКХ. Потому что если государство заинтересовано в том, чтобы дома не рушились, и если мы не хотим вызывать социальную напряженность, поднимая тариф, государство должно субсидировать УК выпадающие доходы. Понятно, что за каждой бюджетной копейкой должен быть организован контроль. И мы к нему готовы. Но это должен быть контроль профессиональный, а не абстрактный «общественный». И нам надо уходить от политики только репрессивных мер к УК со стороны контролирующих органов. Важно взаимодействие, направленное на качественное улучшение жилищной сферы.