Культура управления по-министерски

2018-11-02

Автор: Иван Свиридов

Государство устроено, среди прочего, чтобы упорядочивать и облегчать нашу жизнь. Но когда сегодня государевы люди берутся что-то предпринимать «во имя и на благо», становится как-то боязно. Что из этого получится? Как правило, конечные итоги реализации тех или иных чиновничьих инициатив оборачиваются сюрпризами. Судите сами. Некоторое время назад Минстрой России в рамках приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» принял Постановление №331. Оно начало действовать весной этого года, частично вступит в силу с 1 января 2019-го. В сущности, оно регламентирует отдельные моменты взаимоотношений жильцов многоквартирных домов (МКД) и управляющих компаний (УК). В министерстве подчеркивают, что цель принятых решений – повысить качество и культуру управления многоквартирными домами. Звучит почти как рекламный слоган. Стоит ли ему верить, разбирался «ОВ».



Откуда что берется
Стоит отметить, что у Постановления Правительства РФ от 27.03.2018 г. №331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ…» есть предыстория.
– Еще в 2017 году произошло очень важное изменение в законодательстве сферы ЖКХ: на всей территории РФ, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, утратила свою силу часть 10 статьи 161 ЖК РФ, – поясняет Дмитрий Иванов, руководитель проекта «Академия домового управления» общественного движения «Народный контроль в сфере ЖКХ». – Указанная часть содержала норму, предписывающую, что раскрытие информации УК должно производиться в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации. Там было детально прописано, как УК должны отвечать на запросы граждан, а также какую информацию и в какой форме они должны раскрывать на ресурсах в сети Интернет, на стендах, вывесках и в других местах. Федеральным законом «О ГИС ЖКХ» часть 10 указанной статьи была отменена, а вместо нее в статью 161 ЖК РФ введена часть 10.1, согласно которой раскрытие информации управляющими организациями с 01.07.2017 года производится через ГИС ЖКХ. Фактически данные изменения в законодательстве привели к тому, что работа управляющих организаций стала менее прозрачной, особенно с учетом того, что ГИС ЖКХ в настоящий момент работает неполноценно. Для исправления указанных недостатков и как раз к принятию Федерального закона от 03.04.2018 г. № 9-ФЗ «О прямых договорах» было выпущено Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 г. № 331.

Далее везде
Новый закон в том числе вводит изменения в порядок раскрытия информации управляющими организациями. Так, в Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. №416 (Правила №416) добавлен раздел «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом», содержащий в себе несколько пунктов. Здесь прописано, что УК, ТСЖ и ЖСК раскрывают информацию из определенного и весьма обширного перечня на стендах в своих офисах, на досках объявлений в подъездах или во дворах и… опять же в системе ГИС ЖКХ. Для справки: в случае необходимости актуализировать информацию необходимо в трехдневный срок.
Скорректирован сам порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности УК. В частности, установлено, что управляющая организация обязана раскрывать информацию о своей деятельности на официальном сайте, на досках объявлений во всех подъездах многоквартирных домов, на оборотной стороне платежных документов.
При этом ту же самую информацию УК должны размещать и на специализированных электронных сервисах, и на собственных сайтах. Приведет ли это к качественным изменениям во взаимоотношении жителей и УК? Ведь уже давно вся информация до собственников квартир теми или иными путями доносится. Требования к этому давно прописаны в самых разных правилах и постановлениях. Да одна только система ГИС ЖКХ чего стоит!
– Мы размещаем в ГИС показания приборов учета, платежные документы, акты выполненных работ, – рассказала «ОВ» Елена Каминская, специалист по работе с ГИС ЖКХ Первой городской управляющей компании. – Нами была проведена огромная работа при первичном наполнении системы. Необходимо было разместить технические характеристики МКД для формирования электронного паспорта дома. В соответствии с приказом Минсвязи и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 23 марта 2015 г. №88/203/пр «Об утверждении форматов электронных документов, размещаемых в государственной информационной системе ЖКХ» договоры управления, протоколы общих собраний, договоры с подрядными организациями были предварительно обработаны (распознаны) специализированными программными средствами и только после этого размещены в системе. Управляющие компании, входящие в холдинг Первой городской, отчитались перед собственниками помещений МКД за 2017 год в ГИС ЖКХ. Отчет о выполнении договора управления и бухгалтерская отчетность доступны пользователям для ознакомления. Работа в системе ведется непрерывно, и размещенная информация в соответствии с приказом Минкомсвязи России №74, Минстроя России №114/пр от 29.02.2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе ЖКХ» регулярно дополняется.

Уводят в Сеть
То есть уже создан и наполнен информацией государственный портал, в котором любой желающий может почерпнуть все необходимые сведения. Стенды у входа в дом нужны, по сути, тем, кто не умеет или не может пользоваться компьютером. Но, как ни парадоксально, все новые и новые постановления правительства как раз таки и уводят собственников в Сеть. То есть понуждают УК вести деятельность в разрезе возможностей электронных сервисов.
Сознательные УК, понимающие вектор развития ЖКХ и требований чиновников, уже давно сами перестроились на электронные рельсы. К примеру, у той же Первой городской уже сейчас есть масса возможностей информировать всех жителей подведомственного жилфонда и без бумажных «портянок» на дверях подъездов.
– Собственникам мы стараемся довести информацию с помощью разных сервисов, – поясняет Оксана Красик, IT-директор Первой городской управляющей компании. – У нас существует сайт «Коммуналка-онлайн», где есть раскрытие информации. Мы размещаем всю информацию в ГИС ЖКХ, как того требует закон: лицензии, график работы УК, платежные документы, данные о приборах учета и т.п. Также у нас есть сервис «Личный кабинет», где жители (а зарегистрировано здесь уже порядка восьми тысяч человек) могут посмотреть по своему дому информацию: по лицевому счету, по работам, передать заявку. То есть мы стараемся максимально информировать жителей.
Более того, в Первой городской создана и успешно действует уникальная система «ЖКХ-Регион», которой в основном пользуются сотрудники компании и ее подрядчики и субподрядчики. Но новые требования диктуют новые перспективы.
– Мы обязательно будет двигаться вперед, как того требует закон, чтобы уйти в электронную сферу от «бумаги», – рассказала Оксана Александровна. – Мы будем расширять сервис в рамках донесения до собственников информации об УК полностью, начиная с лицензии, графика работы, контактных данных, информации о сроках подачи показаний приборов учета и оплаты, о тарифах и их изменении, а также информацию об органе государственного жилищного надзора. Более того, мы должны будем выложить памятки, инструкции по работе с внутриквартирным газовым оборудованием, по обращению с бытовыми отходами и прочее. То есть все, что подразумевает закон, всем этим будет дополнен сервис.