Леонид Панфилов: «Это большой путь, который меня захватывает»

2021-03-25

Автор: Беседовала Наталья Синицына

Молодой орловский гонщик всегда в центре внимания. И не только из-за ярких шлемов, но и благодаря высоким результатам в спорте. Общительный и жизнерадостный, Леонид еще и приобщает орловцев к спорту. Корреспондент «ОВ» побеседовал с картингистом об отношениях со знаменитым отцом, знакомстве с Шумахером и о том, как после года дебютов переносится карантин.



Гонщик – тренер – бизнесмен

– Леонид, вас в гонки привел отец. А сам он какую карьеру построил? Чем сейчас занимается?
– Все верно, в мир автомобильного спорта я окунулся благодаря отцу. Он один из сильнейших картингистов, взял несколько титулов чемпиона в Средней Азии. Также он многократный призер этапов чемпионата России.
Отец своими руками создал мотор. Благодаря его опыту моториста мы многие годы сами тюнинговали моторы, на которых я ездил в чемпионатах России и Европы. Сейчас, когда я участвую в кольцевых гонках, папа помогает с анализом. Он отсматривает все гонки по видео в прямом эфире и присылает мне комментарии.
– Вы и сами теперь тренер. В какой момент приняли такое решение? Повезло ли с учениками? Чему пришлось учиться?
– Тренерская деятельность нашла меня сама. Мне нравится это, но не так сильно, как гоняться. Однако результаты моего подопечного говорят о том, что как тренер я тоже неплох: мой ученик обладатель кубка России, чемпион России, бронзовый призер чемпионата Европы по ралли-кроссу.
Есть теория, что не всегда хороший спортсмен будет хорошим тренером. Мне пришлось учиться ясно излагать свои мысли. Сейчас я продолжаю уже седьмой сезон работать с пилотом из Казани.
– У вас есть свое дело – картинг-холл. Если не брать в расчет пандемию, а то время, когда вы активно участвовали в соревнованиях, не было сложностей с бизнесом? Он же требует большого внимания, а вы все время на тренировках?
– Деятельность картинг-холла давно налажена. «Лиончик» уже взрослый, так что, когда сезон и много разъездов, мы не боимся оставлять его одного.
– Когда, кстати, последний раз участвовали в соревнованиях?
– После финального этапа-2020 в Грозном гонок не было, но я периодически стартую вне зачета в любительских турнирах в картинг-холле. Почитатели картинга в Орле сейчас на очень хорошем уровне как спортсмены. Рад, что ребята так круто разогнались – с ними уже непросто бороться.

Друзья – это сила

– С кем-то из спортсменов дружите?
– Да, можно сказать, что большинство моих друзей – спортсмены. Близко дружим с Владом Туйновым, Филиппом Егоровым и его супругой Беллой, с Эдуардом Трояновским. Честно, боюсь кого-то обидеть, не сказав о нем. Мои друзья – это сила.
– С Владимиром Череванем, еще одним успешным гонщиком из Орла, встречались на соревнованиях? Какие с ним отношения?
– С дядей Вовой – да, конечно. Как раз с прошлого года стали соперниками, гоняемся в одной категории. Он непростой противник – очень опытный, матерый, знающий все тонкости больших машин. А еще он замечательный человек. Мы дружны, и у нас негласный союз: мы друг за друга на автодроме. Как говорит дядя Вова, мы из одной деревеньки, поэтому не ссоримся, даже когда бывают какие-то неоднозначные моменты на трассе.
– Вы рассказывали, что как-то участвовали в соревнованиях с Михаэлем Шумахером. Вам удалось тогда пообщаться?
– С Михаэлем мы встречались несколько раз – и на сборах, и на гонках. Он великий спортсмен, наверное, поэтому не возвышает себя над остальными, и на трассе мы всегда были равны. Очень хочу, чтобы у него все наладилось. (Известный гонщик до сих пор восстанавливается после травмы, полученной на горнолыжном курорте в 2013 году. – Прим ред.)

О перегрузках, допинге и комфорте

– Каждый вид спорта – это колоссальные физические нагрузки. Какие особенности есть в гонках?
– Автоспорт – тяжелый при внешней легкости. Все думают: что там сложного – две педали, газ и тормоз, и руль. Но когда сталкиваются с этим (например, приходят к нам в картинг-холл, делают заезд на пару минут), то говорят: «О, вот это да, вот это у меня тело устало!» А это всего лишь любительский картинг, где нагрузок практически нет.
В гоночном, в той категории, где гоняюсь я, мы испытываем перегрузки, сравнимые с теми, что переносят летчики истребителей. Разгон от нуля до ста километров – в среднем 2–3 секунды, это уже перегрузка. В процессе езды большую часть времени управляешь одной рукой, второй постоянно переключаешь коробку передач. Что касается кузовных гонок, они ничуть не легче и не проще. Приходится держать концентрацию за счет того, что трасса больше и цена ошибки выше.
Плюс высоченная температура в салоне. Даже во время гонок осенью и ранней весной, когда на улице прохладно, в салоне машины 50–60 градусов. Ты заметно теряешь в весе, очень сильно обезвоживаешься.
– Используется ли какой-либо допинг в гонках? Есть ли в этом смысл вообще? Сталкивались ли с таким?
– В гонках, естественно, как и в любом виде спорта, применяется допинг. Я знаю случаи, когда пилоты за него были дисквалифицированы, даже обладатели кубка мира. Мы используем только спортивное питание – это легальные помощники, которые нужны организму. Благодаря ему восстановление происходит гораздо быстрее.
– Где комфортнее: на картинге, ралли или где-то еще?
– Наша команда – это простые парни, у них нет очень обеспеченных родителей, которые могут позволить супермашины для гонок. Мы сами крутим гайки, своим трудом зарабатывая на жизнь.
Разницы нет, где гонять. Есть огромное желание быть в автоспорте, поэтому любая дисциплина интересна: здесь ты стремишься стать сильнее, в идеале – лучшим. Поэтому не разделяю для себя, где мне лучше. Комфортно и интересно везде.
Я всегда готов браться за новое. В прошлом году открыл для себя кольцевые автомобильные гонки и дебютировал вполне успешно. Понимаю, что еще недостаточно опыта. Это большой путь, который меня захватывает.

Все по вкусу

– В нескольких интервью вы говорили, что любите кофе. А что еще? Сами готовите?
– Да, с кофе у нас приятная дружба, люблю этот церемониал. А так еще мате нравится. А в питании я всеяден, но слежу за тем, чтобы пища была полезной. Готовлю обычно сам – каши, яичница, салаты.
– Во время пандемии вам пришлось тренироваться онлайн. А чем еще занимались? Может, нашли какое-нибудь хобби?
– Мы тренировались на улице. Я сделал несколько тренажеров, ну и в картинг-холле закрывался и наматывал круги в одиночестве. Насчет хобби – я стараюсь быть всесторонне развитым. Катаюсь на сноуборде, недавно купил лонгборд. Также увлекаюсь мини-мото, путешествиями на машине по Орловской области. Любимый край невероятно красивый.