Леонид Тучнин: «Фотографии должны работать»

2021-07-01

Автор: Наталья Синицына, фото из соцсетей и Л. Тучнина

Леонид Тучнин – наш земляк, который многое сделал для культуры Орловского региона. Фотограф, поработавший и в газетах, и на телевидении, сейчас организует одни из самых масштабных выставок областного центра. Помимо этого он трудится в краеведческом музее и является наставником молодых дарований. О талантливом педагоге, первом опыте фотографии, необходимости архивирования снимков и планах фотообщества Леонид Михайлович рассказал «ОВ».



Школьное увлечение

– Леонид Михайлович, как вы пришли в фотографию?
– В свое время мне повезло с учителем. Была такая детская экскурсионная туристическая станция. При ней работала фотосекция, которой руководил талантливый педагог Владимир Мальков. Он вырастил многих значимых для орловской (и не только) истории личностей. Были там и писатели, и фотографы.
Помимо обучения, Владимир Петрович занимался и воспитанием ребятишек. В фотосекции был почти военный порядок, но всем нравилось. Царила творческая атмосфера – с поездками, отчетами. Интереснее, чем в школе.
Меня пару раз отчисляли даже. Но фотосекцию я все же окончил и удостоверение получил.

 

В фотоприцеле – полководец

– Помните первое опубликованное фото?
– Свою первую фотографию я напечатал в «Орловском комсомольце», когда учился в десятом классе. Наш класс проходил производственную практику (тогда она была обязательной) на одном из орловских заводов. Мы выполняли там работу, и я снял своего приятеля за станком.
– А какая работа стала самой запоминающейся?
– К нам в Орел в 1963 году приезжал советский полководец Иван Христофорович Баграмян, чтобы зажечь Вечный огонь в сквере Танкистов. Штатный фотограф из «Орловского комсомольца» ушел в отпуск, и мне пришлось снимать мероприятие. Та фотография была опубликована.
Так вот эта работа мне особенно запомнилась – меня там «костерил» опытный фотограф ТАСС, потому что я мотался у него под ногами. С годами я понял, что хорошего мастера на съемочной площадке не должно быть видно. Это очень важный момент.
Теперь уже не знаю, куда делся оригинал – тогда я не занимался архивированием. Уже потом я понял, что это надо делать, – когда стал работать в государственном архиве.

Хранить память

– Получается, вы храните все свои работы? Но это же колоссальный объем!
– С приходом телефонов люди все реже обращаются к фотоаппаратам. Иногда получается, что снимков в телефоне много, а существенного нет. Телефон «полетел» – и фотографии вместе с ним. А я архивирую. И на дисках, и распечатываю. И студентов своих заставляю. Они кряхтят, но делают. Убеждался не раз: лежит фотография год, пять, десять, а через двадцать лет она понадобится.
Был у меня случай: в Знаменском районе запечатлел на снимке мальчонку, который пил воду из колодца. Эту фотографию я потом показывал на выставке. И вдруг приходит человек и говорит: да это вы меня снимали! А прошло уже 25 лет. Договорились с ним, что отдам ему экземпляр фотографии. По мне снимки не должны лежать мертвым грузом. Вот у меня часто спрашивают: можно мы возьмем ваши снимки? Конечно! А зачем мы их делаем тогда? Фотографии должны работать.

Знаний не жалко

– Где сейчас трудитесь?
– Работаю в краеведческом музее, занимаюсь организацией выставок. Например, недавно делали проект к 180-летию болховского Спасо-Преображенского собора.
– Знаю, что вы еще обучаете молодежь в фотографическом обществе.
– Да. Само общество образовалось давно. Оно то распадалось, то опять создавалось. Сейчас работает на базе краеведческого музея.
Есть у нас и бывалые люди, и молодежь, которая приходит за знанием и опытом. Кто-то из них из института культуры, кто-то из колледжа искусств, кто-то из фотосекции Игоря Сегалова. А чего не подсказать, если им интересно? Мне не жалко.
– Какие темы поднимаете?
– Была у нас серия «Свет памяти» – съездили в Новосильский район, отсняли, как отмечают День Победы в деревне. Потом сделали выставку в Орле, а после поехали на День района в Новосиль, презентовали там снимки и подарили музею в Вяжах.
Очень интересная тема была – «Старый город». Такие дома исчезают, и мы хотели сохранить их хотя бы на снимках. «Православный Орел» – из свежих выставок.
– Как строится работа в обществе?
– Наша молодежь участвует в местных фестивалях, конкурсах. Ездим с выставками и в соседние города, а они к нам. Дружим с факультетом журналистики МГУ – там работы выставляем. В год можем сделать до 30 выставок.
Выставки делаются для чего? Чтобы фотограф почувствовал себя нужным, показал себя. Чтобы он увидел свою проделанную работу. И чтобы эта работа где-то осталась.
– Что в планах фотографического общества?
– Выставка «Непарадный Орел». Поближе к зиме ее сделаем. Покажем настоящий Орел – без открыточных прилизанных видов, но живой, искренний – каким его видят простые жители.


Справка «ОВ»

Леонид Михайлович Тучнин – член Союза журналистов России и Союза фотохудожников России. Награжден званием «Заслуженный работник культуры РФ», медалями «За трудовую доблесть» и «За активную деятельность», а также дипломом Орловского союза журналистов как лучший фотожурналист года.