Либеральная идея объединяет орловскую элиту

2010-11-01

Автор: Наталья Балакирева

На прошлой неделе Орловщина приоткрыла очередную грань своего богатого исторического и культурного наследия. Она предстала в свете родоначальницы российского либерализма!



Наша малая родина, широко известная как литературный край и считающаяся приверженкой традиционного уклада, предстала в новом свете родоначальницы российского либерализма! Об этом и не только в эксклюзивном интервью известного философа, историка, Президента русского национального фонда «Либеральное наследие» Алексея Алексеевича Кара-Мурзы. Он специально прибыл в наш город по причине знаменательной – открытия первого в России памятника Сергею Андреевичу Муромцеву – председателю первой Государственной думы, автору российской Конституции, немало лет прожившему на Орловщине. Торжественный митинг в честь этого события собрал целый спектр различных политических сил региона: «Единую» и «Справедливую» России, «Правое дело», а также некоторых представителей КПРФ.

«Черный князь» российского либерализма

– Алексей Алексеевич, расскажите для начала о себе. Говорят, что вы потомок Чингисхана, а ваша фамилия в переводе с тюркского означает «черный князь». А еще известно, что вам родственником приходится не кто иной, как Николай Михайлович Карамзин.

– Всё правда, за исключением Чингисхана. Впрочем, я могу представить, как распространяется эта история. Однажды Назарбаев – президент Казахстана – предложил моему брату Владимиру переехать к нему в страну. Он сказал, что у них в Казахстане Кара-Мурзы – потомки чингизидов – весьма привилегированные люди. Они не работают, получают огромную государственную пенсию. В общем, как сыр в масле катаются. А не так давно к нам в Институт философии РАН, где я возглавляю отдел социальной философии, приехал докторант, который собирается защищаться по Чингисхану у нас в диссовете. Его специально направили ко мне в качестве подопечного, поскольку кто-то решил, что только чингизиды имеют право консультировать по его теме. В общем, глупость, на мой взгляд, но с другой стороны – приятная.

А что касается Николая Михайловича Карамзина, то так оно и есть. Изначально он носил фамилию Кара-Мурза и при этом был официальным историографом православного царя. И вот однажды ему намекнули на то, что с такой фамилией ему в Петербурге делать нечего. Он быстро сообразил, взял себе псевдоним и прославил его. Но мы давно простили ему такую неразборчивость, потому что времена тогда были непростые. А сейчас мы своей фамилией полностью довольны и даже в какой-то степени знамениты. Считается, что мы уже конкурируем с Михалковыми по количеству Кара-Мурзов (смеется).

– Вы происходите из известной династии, близкой к журналистике, политике и науке. Однако жизнь развела вас с некоторыми родственниками по политическим воззрениям довольно радикально. Можно сказать, что с вашим братом Сергеем вы вообще стоите по разные стороны идеологических баррикад. Ведь его нередко называют философом КПРФ.

– На самом деле, это он разошелся с нами. Ведь у нас все либералы в семье: мой родной брат Владимир – теле-радио-ведущий, его сын и мои дети. Более того, дети Сергея тоже пошли в нас. И только он один единственный, кто держится ультраконсервативной позиции. Причем просоветской. Но мы его уважаем, потому что он очень последовательно и доказательно свои взгляды развивает. Он человек умный, но мне кажется, что он не прав. Потому что, настаивая на такой позиции, мы выйдем на круги, которые привели к разрушению той страны. Нельзя молиться на то, что развалилось, причем развалилось со страшным треском. Если ты ностальгируешь по Советскому Союзу, то должен объяснить, как ты собираешься избежать тех же ошибок. Но, повторю, мы в нормальных отношениях и даже порой кое в чем совпадаем. К примеру, когда он выступает за науку и широкую грамотность российскую. Однако я все это вижу в либеральном, парламентском будущем России. Именно поэтому Сергей Андреевич Муромцев для меня ближе, чем двоюродной брат. Ближе как духовный отец.

Либералы — это те люди, которые не хотят революции в России

– Как специалист в области истории русской политической мысли и либерального реформаторства вы не раз задавались вопросом, почему идеи либерализма не слишком жизнеспособны в России? Вроде бы есть круги, их поддерживающие, ан нет, как только дело доходит до практики, то, в лучшем случае, семь процентов. Я о Центральной России.

– Я очень критично отношусь к нынешнему состоянию либералов в России. Некоторые представители политических кругов, называющие себя либералами, не зная традиций либерализма, нередко способны лишь на то, чтобы провозгласить лозунг «Долой!». Однако он не имеет никакого отношения к либерализму. Я уверен, что если кто-то призывает разрушить государство, то он не либерал, а анархист.

Что же касается популярности и непопулярности, не будем забывать о том, что были в России и другие времена, когда наш сегодняшний герой – Сергей Андреевич Муромцев – «на ура» избирался московским гласным. Когда пошли выборы в Государственную думу, то Москва с большим запасом выбрала его своим депутатом. Затем кадетская партия, членом которой он был, выиграла Государственную думу. А ведь это те самые классические либералы, о которых говорили сегодня на митинге. Замечу, что тогда, в 1906 году, кадеты пользовались исключительной народной популярностью. И когда их посадили за Выборгское воззвание, а Муромцев три месяца отсидел в Таганской тюрьме, кадеты – ученики и соратники Муромцева – все равно выиграли выборы во вторую Думу! Кстати, и Центральная Россия тогда за них проголосовала. Это был совершенно убедительный успех. И только когда изменили избирательный закон, сильно расширив представительство крупных землевладельцев, резко уменьшив представительство городских слоев, которые как раз и голосовали за либералов, увеличили ценз на количество священнослужителей, которые были традиционно консервативны, третью Думу выиграть не удалось. Но кто тогда победил? Октябристы! А ведь это были тоже либералы, только несколько более умеренного плана. Похожей была и четвертая Дума. Поэтому я утверждаю, что когда в России существовали относительно свободные выборы, либералы смотрелись очень неплохо. Плохо другое – современные либералы плохо знают те уроки, которые им преподали предшественники.

Впрочем, сегодня на митинг пришли представители разных партий, в том числе либеральных. И я думаю, что они должны будут прочесть нашу с профессором Дмитрием Ароновым книгу «Орловские либералы. Люди, события, эпоха», которую мы презентуем сегодня. Там есть некоторые мои тексты. В них я говорю о том, что известнейший историк Тимофей Грановский, который родился у вас в Орле, – это классический русский либерал. То же я утверждаю и об Иване Тургеневе. Ведь он, помимо литературного таланта, был еще и автором проекта Конституции, который предлагал Александру II. Кстати, сегодня у вас в музее мы видели мантию почетного доктора Оксфордского университета, которую И.С. Тургенев получил не за литературу, а за выдающиеся достижения в области гражданского права. Но об этом сейчас мало кто помнит.

Вообще, есть основания полагать, что в Орловской губернии либеральное сообщество сложилось раньше, чем во многих записных либеральных губерниях. И поскольку ничего не бывает без преемственности традиций, я думаю, что либеральная традиция здесь будет продолжаться, а орловская земля родит новые таланты и в культурной политике, и в политической культуре. Эти люди будут обязательно, поскольку такие важные события, о которых я упоминал, не проходят бесследно для общественного сознания.

– Но, как известно, либералы в современной России имеют устойчивый образ разрушителей.

– Либералы-разрушители – это большой миф, который кому-то выгоден. На самом деле, либералы – это те люди, которые не хотят допустить революции в России, не хотят допустить смуты. И когда они воюют с режимом, это потому, что сам режим ведет к смуте. Муромцев, кстати, затем и пошел в политику, что видел бездарность царской бюрократии. И замечу, что революция 1905 года была ведь не либералами спровоцирована. Это народ восстал против малоземелья, национальной политики, из-за давления на культурные и трудящиеся классы. Либералы защищали народ, и потому за кадетов голосовала не только интеллигенция, но и простые люди.

Как правило, либералы приходят к власти в момент национальных катастроф и спасают положение, а не наоборот. На то есть целый ряд исторических примеров. Один из них – позорный проигрыш в японской войне. Именно после него Россия получила Конституцию, Государственную думу и свободные выборы. Это произошло в условиях послевоенной внутренней смуты и революции. Другое дело, что когда либералы наконец побеждают смуту, их выкидывают из политики, как это произошло с Муромцевым. Ведь Муромцев для части современного политического истеблишмента до сих пор спорная фигура. Еще совсем недавно председатель ЦИКа, может быть, по незнанию заявлял о том, что такие, как Муромцев, развалили Россию. И я, честно говоря, еще несколько лет назад не мог себе представить, чтобы у нас вот так бы чествовали Сергея Андреевича. Ведь он волей царского суда был осужден как уголовный преступник за свою политическую деятельность. После этой отсидки он потерял здоровье, а в 60 лет скончался от инфаркта. А ведь была еще целая плеяда людей, также выброшенная из политики и подорвавшая здоровье в тюрьмах!

Подчеркну, что это выбрасывание из политики – опасная русская тенденция, потому что сразу после того как от либералов избавляются, достаточно быстро наступает новая смута, новый кризис. И я думаю, что сейчас идея президента Медведева как раз и заключается в том, чтобы перестать потребительски относиться к либералам и их проектам. Ведь идеи модернизации, в том числе политической, это долгосрочные идеи. И я полагаю, что сегодняшнее событие в Орле как раз в русле этой традиции. Оно говорит о том, что пора реабилитировать настоящих русских государственников конституционного плана. Если бы эти люди прожили еще хотя бы лет 10, может быть, у нас и не было бы катастрофы 1917 года. Поэтому таких людей нужно беречь, ценить, и хорошо бы при жизни ценить.

Вырасти из «МуМу»

– А случается так, что, несмотря на весь ваш либеральный оптимизм, руки опускаются?

– Дело в том, что я из активной политики ушел. До этого участвовал в некоторых политических либеральных проектах, но сейчас полностью сосредоточился на общественной деятельности. Я ведь Президент русского национального фонда «Либеральное наследие». Мы уже реализовали более 40 проектов, похожих на ваш сегодняшний. Может быть, не всегда столь же масштабных – с участием первых лиц области. Наш фонд как раз занят тем, чтобы местную традицию формировать, а не молиться на столицы. Мы должны говорить о том, что такие люди, как Сергей Муромцев, возможны в российской глубинке. Тем более, Орел может похвастаться еще и целой плеядой культурных деятелей и политиков. Потому что политику можно воспринимать только в контексте культуры нации. Другое дело, что политика, увы, бывает иногда весьма бескультурной.

Но сегодня в Орле все иначе. Человек, объявленный при царях государственным преступником, наконец воспринят в истинном своем качестве – как борец со смутой, борец за русскую государственность, за новую модернизированную государственность – парламентскую, конституционную. Поэтому руки не опускаются вообще, а сегодня тем более. Я хлопал абсолютно всем речам, звучавшим на митинге, хотя с кем-то из присутствовавших у меня могли быть какие-то политические разногласия. А когда представители и либеральной, и «правящей» партий аплодируют Муромцеву, этому можно только порадоваться. Это значит, что государственные люди поняли, кто настоящий патриот России, а кто вел ее к катастрофе. Поэтому я сегодня как никогда воодушевлен. Спасибо Орлу!

– Расскажите, пожалуйста, о вашей миссии здесь, в Орле.

– После митинга начнется конференция с участием местной интеллигенции. В ней примут участие, в том числе, областные и муниципальные депутаты. Я буду делать как минимум два выступления. Помимо этого, как я уже упоминал, мне доверили презентацию книги. Я ответственный редактор этого издания, у меня в ней четыре текста о самых известных орловских либералах: Тимофее Николаевиче Грановском, Иване Сергеевиче Тургеневе, Михаиле Александровиче Стаховиче – предводителе местного дворянства, одном из лидеров октябристской партии, активном деятеле февральской революции. Я также пишу о Борисе Константиновиче Зайцеве – известном русском прозаике, первом председателе Союза русских писателей. Кроме того, мы смотрим в будущее. У вас ведь есть музей Грановского – единственный в России. Как известно, российский историк номер один родился в том доме, где расположена экспозиция. Так вот, Грановскому в 2013 году будет 200 лет. И поскольку его очень ценят в Европе, и Германии в частности, мы постараемся включить Орел в европейскую программу празднований этой даты по линии Юнеско.

Поскольку я писал тексты о Грановском и Тургеневе, я с удовольствием снова сходил, освежил в памяти экспозиции их музеев. Там действительно уникальные экспонаты. В Москве, во всяком случае, ничего похожего. К примеру, в музее Тургенева на Остоженке только зал «Муму» хороший, а все остальное не очень. А здесь как раз «Муму» практически нет, зато все остальное прекрасно. «Муму» – это, конечно, важно, но мы все уже из него выросли. И, я надеюсь, рассуждаем по-крупному. Поэтому берегите свое наследие. Оно пригодится не только России, но и Европе.

– Как бы вы сформулировали идею современного либерализма, чтобы та стала понятной жителям Центрального Черноземья?

– Вы знаете, все хотят жить по закону – это одна из ключевых либеральных идей. И если мы хотим построить правовое государство, то нам нужны люди калибра Муромцева, которые сумеют это право как приоритет государственности реализовать через политику. Эти люди должны быть с широчайшей культурой. Ведь Муромцев был энциклопедически образованным человеком, но никогда этим не кичился. Однако когда он сел в Таганскую тюрьму, его сокамерники – совершенно разные люди – и кадеты-интеллектуалы, и полуграмотные крестьяне из трудовой партии – услышали от него об общественных науках. Он прочитал им курс социологии на примере священного писания. И таким образом люди с тремя-четырьмя классами приобщились к мировой культуре, полюбили её. То есть, уже будучи в тюрьме, потеряв здоровье, Муромцев при помощи своей эрудиции и риторского таланта сумел увлечь их своими идеями. Не умствуя, не опускаясь до тех, кто чего-то не знает, а приподнимая их до себя. В этом я вижу миссию российской интеллигенции – не быть снобистской, а работать для сограждан. Это важнейший урок Муромцева.