Лучшие LUDI

2019-06-28

Автор: Ольга Захарова, фото Олеси Суровых

7 июня в Орле завершился Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI, в этом году состоявшийся при поддержке генерального партнера – ПАО «Орелстрой». Семь дней зрители наслаждались очень разными, но интересными – каждая по-своему – постановками. На орловских подмостках выступили коллективы 11 театров из Орла, Москвы, Курска, Ярославля, Вены (Австрия), Тель-Авива (Израиль), Сливена (Болгария). Семь дней неустанно трудилось жюри, после спектаклей велись бурные обсуждения увиденного. Наконец, финал. Последний раз поднимается фестивальный занавес – для того чтобы были озвучены итоги, названы и награждены победители, чтобы попрощаться со зрителями в надежде вновь увидеться через год.



Авангард, война, смех и выбор

Фестиваль LUDI в очередной раз подтверждает международный статус. Уже первая работа – спектакль «Сцены из деревенской жизни» по пьесе Чехова «Дядя Ваня», открывший конкурсную программу на сцене «Свободного пространства», представлен театром из Вены. Во многом авангардная интерпретация любимого Европой русского драматурга играется интернациональной труппой на двух языках – и это сначала встряхивает, заставляя еще внимательнее следить за происходящим на сцене, и, в конце концов, завораживает. Трудностей перевода и понимания не возникает – там, где нет возможности понять язык вербальный, вступает в силу универсальный язык эмоций, чувств… души. Известный сюжет обретает новые черты. О спектакле хочется размышлять и к нему возвращаться.

Ровно так же хочется возвращаться мыслями и ощущениями к насквозь экспериментальной и психологичной «Красной Шапке», представленной Государственным театром на Таганке. Нетривиальное прочтение известной детской сказки драматургом Жоэлем Помра на сцене воплотила режиссер Виктория Печерникова. Итог получился жутковатым, символичным и абсолютно триумфальным – зрители приветствовали эту работу овациями.

Спектакли на LUDI -2019 были представлены очень разные – и смыслово, и стилистически, но ряд общих тем все же прослеживался. Сразу два моноспектакля – «Чилийская луна» театра «Тмуна» из Тель-Авива и «Мать обвиняет» государственного театра «У Никитских ворот» в постановке Марка Розовского – посвящены страшной и, к сожалению, до сих пор невероятно актуальной теме войны. В чем-то с ними перекликается драма «Ночь Гельвера», привезенная в Орел драмтеатром под руководством Армена Джигарханяна, – страшный сон о нацистской Германии 1930-х, столкновении с безысходностью, человеческом выборе.

Выбор – вот еще одно понятие, объединившее несколько фестивальных работ. С ним сталкивается Жанна/Жанет – главная героиня трагифарса «Последняя смерть Жанны д’Арк» (театр «Свободное пространство», Орел), его делает комедиантка из одноименного многожанрового моноспектакля Государственного театра кукол из Болгарии, от него мучается Герасим из «Безмолвия» – сценической версии «Муму», созданной ОГАТ им. И.С. Тургенева, наконец, его нет у персонажей древнегреческой трагедии «Медея», разыгранной артистами ТЮЗа им. В.С. Розова (Ярославль)…
Но были на фестивале и спектакли без трагических нот и сумрачных интонаций, светлые, добрые, разве что немного грустные. Такова «Квадратура круга» – остроумная комедия Валентина Катаева, за рамками советской действительности не потерявшая своего задора, воспринимающаяся зрителями все так же со смехом и воодушевлением – в постановке Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина. Таков и «Мальчик примерный. Весело» – авторский проект Павла Конивца (областной театр драмы и комедии «ФЭСТ», Москва). Растерявший умение веселиться без причины взрослый и его внутренний, озорной ребенок ведут диалог. К чему прислушаться – к рацио или безрассудству? И как вернуть ощущение того безусловного, абсолютного счастья, которое ведомо нам, кажется, лишь в детстве? Искрометный спектакль ищет ответы на эти важные вопросы. И, кажется, находит.

А судьи кто?

Этой работой завершился последний фестивальный день. Члены жюри уже готовы назвать имена лучших. Но сначала – несколько слов о самом жюри. В этом году, к общей радости, его председателем вновь выступила друг фестиваля с самого момента его становления Нина Мазур (Ганновер, Германия), театровед, член Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО), вице-президент Международного форума монотеатра при Международном институте театра (ЮНЕСКО).

– Любя этот фестиваль и его людей, я сделаю все возможное, чтобы хорошие спектакли, в частности, иностранные, приезжали в Орел, пусть и на тех скромных условиях, которые фестиваль может предложить. Потому что есть нечто, что дороже денег, и кто, как не мы, здесь собравшиеся, знаем это, – такие слова международного эксперта вселяют надежду в дальнейшую счастливую судьбу LUDей.

Вновь после небольшого перерыва Орел встречал и Карине Ходикян – драматурга, прозаика, публициста, киносценариста, учредителя и редактора издательского дома Айбенгир и журнала «Драматургия».
– Мне посчастливилось быть в составе жюри фестиваля LUDI в 2016-м и 2017 годах. И за это время я приобрела здесь хороших друзей, увидела спектакли, которые надолго остались в моей памяти. Но самое главное – та аура фестиваля, которая очень мне дорога. Я рада, что вернулась. Увиденные в этом году здесь спектакли соответствовали не только нашим пожеланиям, но и высокой планке фестиваля. И если в следующем году я получу приглашение, прилечу к вам на крыльях любви, – резюмировала Карине Ходикян.
Появились в этом году в жюри и новички: Марина Тимашева – театральный критик, театровед, председатель комиссии по критике СТД РФ, эксперт и член жюри российской национальной премии «Золотая маска», наши землячки Наталия Жукова – кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель и художественный руководитель режиссерского курса ОГИИК, и Инга Радова – филолог, арт-эссеист, журналист, член Союза журналистов РФ и, кстати, внештатный автор «Орловского вестника». Несколько позже к составу жюри в качестве независимого эксперта присоединилась режиссер Московского областного государственного театра драмы и комедии Вера Анненкова. Шесть прекрасных и мудрых женщин должны были договориться, приняв единое решение по главным номинациям. И им это удалось.

Ура победителям!

В результате гран-при фестиваля получили хозяева – спектакль Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство» «Вторая смерть Жанны д`Арк» (режиссер – Сергей Пузырев).
Спектакль «Мать обвиняет» Государственного театра «У Никитских ворот» (режиссер – народный артист России Марк Розовский, Москва) награжден в номинации «За верность театральным традициям». Лучшим моноспектаклем признана «Комедиантка» в постановке Нивены Митевой (Государственный театр кукол, Сливен, Болгария).

В номинации «Лучшая работа режиссера награждена Виктория Печерникова – режиссер Театра на Таганке (Москва) за спектакль «Красная Шапка». За лучшее музыкальное решение приз получил спектакль «Сцены из деревенской жизни» (режиссер Ирина Продеус), Michael Chekhov Theater Lab Vienna (Вена, Австрия). Лучший актерский ансамбль жюри отметило в спектакле «Квадратура круга» Государственного драматического театра им. А.С. Пушкина из Курска (режиссер-постановщик – народный артист России Юрий Бурэ, режиссер – Алексей Воронцов).

Награда за лучшую женскую роль досталась Надежде Филипповой, исполнительнице роли Карлы в спектакле «Ночь Гельвера» Драматического театра под руководством Армена Джигарханяна (Москва, режиссер – народный артист России Александр Кузин). А лучшей мужской ролью признана роль Человека в спектакле «Мальчик примерный. Весело», ее исполнитель – заслуженный артист Московской области Павел Колнивец. Спектакль представлял областной театр драмы и комедии «ФЭСТ» из Москвы.

За лучшую мужскую роль второго плана награжден народный артист России Виталий Стужев, исполнитель роли Вестника, Корифея в спектакле «Медея» государственного театра юного зрителя им. В.С. Розова из Ярославля (постановка и сценография Игоря Ларина). А в номинации «Лучшая женская роль второго плана» победительницей признана Ольга Форопонова, исполнительница роли Татьяны в спектакле «Безмолвие» Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева (режиссер – Антон Карташев).


Справка «ОВ»

Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI впервые прошел в Орле в июне 2010 года. Его организатором и идейным вдохновителем стал заслуженный деятель искусств Александр Михайлов, до 2017 года бывший художественным руководителем театра «Свободное пространство».