LUDI: открытие

2018-07-26

Автор: Ольга Захарова, фото Олеси Суровых

В пятницу, 1 июня, Орел в восьмой раз принимал Международный фестиваль камерных и моноспектаклей LUDI, уже ставший неотъемлемым символом культурной жизни нашего города. Спектакли из пяти государств в афише, обновленный состав жюри, мастер-классы для артистов – первые семь дней лета станут настоящим подарком для орловских любителей театра.



LUDI – фестиваль, созданный идеями и силами экс-худрука «Свободного пространства» Александра Михайлова, – действительно любим в Орле и за его пределами. После ухода Александра Алексеевича из театра важно было сберечь это прекрасное начинание, не уронив его статуса. И первые фестивальные дни показывают, что сделать это новому руководству удалось. В этом году в фестивале принимают участие 13 коллективов (из России, Израиля, Польши, Бразилии, Хорватии), выступают они на площадках трех орловских театров – «Свободное пространство, ОГАТ имени И.С. Тургенева и «Русский стиль». Оценивает работы участников международное жюри. Своими ожиданиями от фестиваля, а заодно и отзывами о русском театре члены жюри поделились на предварившей начало действа пресс-конференции, прошедшей в «Свободном пространстве».
– Я в последнее время в основном выезжаю как раз на фестивали камерных и моноспектаклей, потому что именно в этих малых формах вижу перспективы развития театра в целом. Мне кажется, моножанр – это один из самых сложных жанров. Очень трудно сказать в нем что-то новое. И этот поиск нового в камерных формах потом приносит плоды и на большой сцене. Хорошо зная историю театра, я с уверенностью могу сказать: многим опытам Станиславского или Мейерхольда на большой сцене предшествовали камерные опыты. Российский театр с такими богатыми традициями должен находиться в непрерывном поиске, ведь самое главное – не результат, а процесс, – поделился своими наблюдениями кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Александр Платунов, в этом году присутствующий в жюри.
Председатель жюри Драгана Бошкович рассказала о своем неравнодушном отношении к русскому театру.
– Мы очень любим Россию и русский театр, мы смотрим на Россию как на мать, – подчеркнула театровед из Белграда.
– Я не знаю ничего о современном русском театре, и фестиваль LUDI станет для меня в этом смысле новым прекрасным опытом. Очень надеюсь увидеть хорошие фестивальные работы, – поделился писатель, переводчик и журналист из Загреба (Хорватия) Боривой Радакович.
Мнение экспертов нам еще предстоит узнать, а вот простому зрителю фестивальную атмосферу удалось прочувствовать уже с самого первого дня, с яркой, запоминающейся церемонии открытия, срежессированной актером и постановщиком «Свободного пространства» Сергеем Пузыревым.
Дель арте в русском стиле
А первой конкурсной работой, представленной на суд зрителей и жюри и давшей старт фестивалю на большой сцене «Свободного пространства», стала драма «Колесо Коломбины» по одноименной пьесе Леонида и Ирины Ворон. Спектакль – совместный проект ООО «Земляничные поля» (Санкт-Петербург) и Национального театра Карелии (Петрозаводск), режиссер – Андрей Дежонов.
Пьеса, непростая по форме (жанр итальянской комедии дель арте со всеми его традиционными персонажами в ней инкорпорируется в некую российскую действительность, ни к какому конкретно времени не привязанную), однако незамысловатая по содержанию (основывающемуся на приключениях «русской» простушки Коломбины), в постановке Андрея Дижонова превратилась в настоящий калейдоскоп героев, событий, декораций, масок, мизансцен. Пиковые эмоции персонажей подчеркиваются песнями-зонгами – неотъемлемой частью дель арте. И, кстати, вокальные номера, в том числе и сольные, даются артистам замечательно. Оттого зрелище, длящееся почти два с половиной часа, для зрителей не становится скучным.
В центре спектакля – наивная Коломбина, пытающаяся построить собственную, линейную жизнь: муж, семья, ребенок и далее по тексту, но неизбежно попадающаяся в колесо разочарований, перевоплощений, новых возлюбленных, старых проблем. Она несется в круговерти жизни, надеясь на счастливый финал, но не зная, что из этого условного колеса сансары невероятно тяжело вырваться. Оно вертится, набирая обороты, не подчиняясь ни законам жизни, ни условиям смерти, создавая вихрь, превращая и жизнь, и смерть в карнавал.
Артисты разыгрывают пьесу языком гротеска и пародий. Пантомима, буффонада, музыка, песни, танец, слово сливаются в единое действо. Что-то сродни балагану, маскараду, традиционному русскому площадному театру приходит на ум. Что-то такое, что так близко нашей душе, а потому вызывает понимание и восторг зрителей, выразившиеся в искренних и бурных аплодисментах в финале.
«Спасти
камер-юнкера Пушкина»
Этот спектакль санкт-петербургского театра «Суббота», думается, многие ждали. Каждому, кто интересуется современной российской драматургией, наверняка известна одноименная пьеса Михаила Хейфеца, снискавшая множество наград (в их числе и гран-при на «Конкурсе конкурсов» «Золотой маски») и считающаяся одним из лучших произведений для театра, написанных на русском языке за последние годы. К этому произведению – трагикомедии по жанру – режиссеры всех мастей обращаются часто. Не далее как в 2016 году и в Орле был собственный опыт постановки пьесы. А сегодня нам ее показали питерцы, чей спектакль в том же 2016-м стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» как лучший спектакль на малой сцене.
Когда пьеса сама по себе хороша, ставить ее, с одной стороны, легко, а с другой – сложно. Сложно, потому что ответственность режиссера возрастает, ведь так хочется поддержать уровень первоисточника и в то же время добавить в свое произведение собственных красок, обозначить новые грани. У автора питерского спектакля Татьяны Ворониной это получилось. Искренний, пронзительный, смешной и грустный, спектакль идет полтора часа без антракта и ни на секунду не позволяет оторвать взгляд от сцены.
Среди отличных актерских работ особенно хочется отметить Владимира Шабельникова в роли Питунина, главного героя пьесы, простого советского обывателя, проходящего путь взросления-становления-осмысления себя и происходящего вокруг. С самого детского сада и школьных лет, ежедневно слушая долбеж учителей про «Пушкин-наше-все» и получая двойки и прочие неприятности за то, что не проникся гением, он в конце концов начинает его ненавидеть. Но дальнейшая цепь жизненных событий приводит к тому, что именно Пушкин становится для Питунина едва ли не единственным близким в этом мире человеком. А сам Питунин хочет стать – и даже становится фигурально – спасителем великого поэта. От пули ли Дантеса… от забвения ли.
Отдельное спасибо театру «Суббота» хочется сказать за уместную и прекрасно исполненную «Черную речку» группы «Серебряная свадьба». Не слышали – послушайте. А будете в Питере – посмотрите этот спектакль.

Справка «ОВ»
В этом году конкурсные театральные работы на фестивале LUDI оценивают: Драгана Бошкович (Белград, Сербия) – театровед, критик, драматург, профессор современной драматургии в университете в Белграде; Анастасия Ефремова (Москва) – театровед, театральный критик, директор фестиваля «ПостЕфремовское пространство», главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10»; Александр Платунов (Санкт-Петербург) – кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства; Владимир Спешков (Челябинск) – заслуженный работник культуры РФ, журналист, театральный критик, обозреватель информационного портала «МедиаЗавод»; Боривой Радакович (Загреб, Хорватия) – писатель, переводчик и журналист, соредактор журнала «Хорватские ночи».