«Любовь зла – полюбишь и…»

2022-04-15

Автор: Наталья Смоголь, фото с сайта «Ювенты»

Согласиться со Львом Николаевичем Толстым в том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, можно, лишь предположив, что главное в семейных отношениях – совпадение между супругами в определении приоритетов, ведь счастье у кого-то в деньгах, у кого-то в творчестве, у кого-то в социальной значимости. В любом случае счастье предполагает любовь, на каком бы этапе жизни семья ни находилась: зарождение серьезных отношений, путешествие по волнам жизни, преодоление препятствий. И наша классическая литература каждый период и тип высветила с глубоким психологизмом и удивительной достоверностью. Но ведь есть, есть писатели, которые смотрят на серьезные темы через призму пародии и выносят на всеобщее обозрение человеческие пороки: глупость, легкомыслие, безответственность, трусость, эгоизм. Качества эти со временем никуда не деваются, а значит, произведения, написанные даже более ста лет назад, не теряют своей актуальности.



Народный театр ОГУ имени И.С. Тургенева «Ювента» за 23 года своего существования неоднократно обращался к творчеству ведущих сатириков Серебряного века: А.П. Чехова, А.Т. Аверченко и Н.А. Тэффи, обнаруживая у них огромный запас забавных, ярких, поучительных историй. Так рождались юмористические программы «ЧехАверТэф», «На дружеской ноге», «То да се». А весной этого года появился спектакль «Счастливая любовь», состоящий из пяти историй и, по сценической версии, ставший результатом творческого поединка между авторами (Тэффи – Альбина Каунецкис, Аверченко – Антон Бушунов). Ну почему бы не предположить, что создатели популярного журнала «Сатирикон» любили интриги не только в художественных текстах, но и в жизни?!

Те еще страсти

Название постановке дала одноактная пьеса Надежды Тэффи, которая с уморительной узнаваемостью описала интересы и чувства людей эгоистичных и недалеких: подружки (Виктория Азарян и Яна Казбанова) так и норовят «ущипнуть» друг друга, молодой человек, пришедший на свидание (Матвей Бритвин), постоянно проговаривается об увлечениях на стороне, хотя твердит о затворническом образе жизни и постоянных мыслях о возлюбленной. Короче, та еще счастливая любовь! Ведь даже один день эти новоявленные «романтики» не могут посвятить друг другу, хотя на словах клянутся в вечной верности.
Кстати, о словах! Надо бы нам быть к ним повнимательнее, ведь если глаза – зеркало души, то слова – ее микрофон. И если друг друга в лицо горе-влюбленные называют «милый» и «дорогая», а за глаза – «идиот», «свинья», «скотина», «ненормальная» и «дура полосатая», то бежать надо от таких приятелей, товарищей, не дай Бог, подружек и друзей.
«Преступление актрисы Марыськиной» – это не история любви в чистом ее виде, но свидетельство безудержной страсти к актерской профессии, в которой героине (Елизавета Милен) ну никак не удается реализоваться. Режиссер (Максим Зубцов) роли предлагает ничтожно маленькие, местная прима (Елена Карпушкина, Светлана Харыбина) задается и не ценит своего счастья. И вот именно тогда, в момент премьеры, в присутствии зрительного зала из крошечной фразы вырастает история трагической судьбы, и незадачливая служительница Мельпомены перед окончательным изгнанием из профессии произносит комически пафосный монолог, в котором перемешиваются и достижения эмансипации, и борьба страстей, и попытка убийства, и гордый разрыв с миром.

Интрижка на интрижке

Если кто-то захочет увидеть, как выглядит махровый конспиратор и трусливый перестраховщик, то ему точно надо познакомиться с Василием Куриковым (Константин Баблак), который свою возлюбленную, молодую замужнюю даму (Полина Евтухова), доводит до белого каления своими страхами разоблачения и предложениями по обезвреживанию общественного мнения. Например, просит женщину называть себя именем мужа, чтобы не проговориться, а сам собирается величать ее «мамаша», ведь живет он вдвоем с матерью. «Что и неудивительно!» – воскликнем мы, став свидетелями этого уличного диалога.
Вдоволь насмеявшись над незадачливым Куриковым, Тэффи стрелы своего остроумия направляет на женский пол, ведь в фокус рассказа «Бабья доля» попадают покинутая любовником дама, кстати сказать, замужняя (Юлия Солоухина), и доморощенный психолог Маргарита Николаевна (Оксана Корнеева), которая на все сетования и причитания советует плюнуть и утешиться новой интрижкой. Из этого диалога следует, что все только и делают, что изменяют друг другу или же страдают от охлаждения любовников. И уже не треугольники, а квадраты и секстеты громоздятся в обществе легкомысленных дам и инфантильных мужчин. Уморительно звучит монолог, оправдывающий бабников, с которыми всем хорошо и приятно, потому что они не устраивают семейных сцен, измену даже и не замечают, а ревнуют только для поднятия самооценки спутницы жизни, которая, конечно, себя тоже не утруждает изнуряющей верностью.

О смысле жизни

Финальным аккордом программы является одноактная комедия А. Аверченко «Самоубийца», роль инженера Берегова (Антон Бушунов), «очень умного человека», играет в ней сам автор, как это и было несколько раз в действительности. Именно он без каких-либо доводов и резонов, без убеждений и доказательств заставляет истеричного Билевича (Иван Карпушкин), брошенного возлюбленной, отказаться от суицидальных замыслов.
Что же смогло сокрушить эту непреклонную решимость и непоколебимую твердость? Мудрость, помноженная на опыт и сдобренная показным цинизмом. Гость обещает прислать поутру необходимую бутылочку с ядом, а с собой собирается унести картину Куинджи, письменный прибор, золотой портсигар, всю наличность, а затем и вовсе планирует поселиться в просторной уютной квартирке с богатой обстановкой, прекрасной библиотекой и добротным винным погребом. И вот то, чего не смогла сделать для своего хозяина преданная служанка (Дарья Петрова), за считанные минуты умудряется провернуть ночной визитер. Надо было только сместить фокус с любовной трагедии на отлично обустроенную жизнь и далеко идущие перспективы, надо было только научить человека ценить то, что он имеет, но перестал замечать.

У «Счастливой любви» нашелся и свой жанр – страсти на двух стульях – и свой зритель. И еще один повод поговорить о серьезном ярко, весело и необычно.