Макиавелли избирательных технологий

2011-02-10

Автор: Наталья БАЛАКИРЕВА

«ОВ» публикует продолжение беседы, пожалуй, с самым известным PR-менеджером России – руководителем центра политического консультирования «Никколо М» – Игорем МИНТУСОВЫМ.



ЯЗЫК – ВСЕМУ ГОЛОВА

– Игорь Евгеньевич, вы много работали на Западе, владеете тремя иностранными языками – английским, французским и немецким. Их пришлось изучить в силу профессиональной надобности или же личной склонности?

– Первое, поскольку последние пятнадцать лет я много общаюсь с иностранными коллегами. Немецкий язык я изучал в школе, очень люблю немецкую культуру. Еще в университете у меня было много друзей из Германии. Английский язык как средство международного общения, полагаю, должен знать каждый. Что касается французского языка, у меня была достаточно длительная практика. В конце 1980-х я провел порядка семи месяцев во Франции, где многому научился у французских социологов, к примеру, освоил так называемые качественные методы в социологии: фокус-группы, глубинные интервью. Тогда в Советском Союзе этого еще никто не делал. Полагаю, мне очень повезло быть одним из первых, кто привнес эти методы на российскую почву, в частности, в выборные кампании.

ДРУЗЬЯМ – ВСЁ, ОСТАЛЬНЫМ – ЗАКОН

– Существуют ли какие-то особенности электорального поведения на Западе, полностью не совпадающие с отечественными?

– Западные страны очень разные. В развитых странах – одни особенности, в развивающихся – другие. Но главное отличие избирательного процесса в странах с давними демократическими традициями состоит в том, что там выборный процесс происходит в соответствии с законом. Если ты его нарушаешь, то санкции последуют незамедлительно, независимо, работаешь ли ты в правящей партии или в оппозиции. Поэтому популярные в России так называемые «черные» пиар-технологии в западных странах не встретишь. К примеру, если ты напишешь листовку от имени другого кандидата, которая фактически его компрометирует, на Западе тебя просто посадят в тюрьму за ложь. В России же это не более чем изящный метод, за который никто никого никогда не наказывает. Российский пиар-креатив совершенно лишен каких-либо этических ограничений.

Кроме того, на Западе практически невозможно использовать административный ресурс, а если ты его используешь, то соперники из других партий легко могут привлечь тебя к административной, уголовной, политической ответственности. И мало тебе не покажется – рейтинг упадет, всё общественное мнение будет направлено против тебя. Другими словами, там закон одинаков по отношению ко всем участникам избирательного процесса, а не только по отношению к оппозиционным партиям, как это принято в России.

– То есть наше избирательное законодательство несовершенно и его надо дорабатывать?

– Избирательное законодательство в России сильно пострадало за последние пять лет. Пять лет назад закон, на мой взгляд, был очень хороший. Потом он стал медленно, но верно ухудшаться. Был введен целый ряд поправок, уточнений, которые являются выгодными для действующей власти. Например, в России запрещена негативная кампания против соперников в электронных СМИ. То есть вы не можете сделать ролик, показав, например, что партия «Единая Россия» не выполняет свои предвыборные обещания. Это запрещено законом. Когда «Единая Россия» несколько лет назад вводила эту поправку, аргументация была весьма интересной: «Политические партии должны говорить о своих программах, о своих достижениях, а не вести негативные кампании друг против друга. Критиковать ведь каждый может».

Второе – это, конечно же, беспардонное использование административного ресурса плюс фальсификации выборов в большинстве отдельно взятых регионов. Почему эти фальсификации носят такой регулярный и достаточно массовый характер? Ведь в этом процессе задействованы многие сотни людей. Потому что те люди, которые их осуществляют, например, председатели избирательных комиссий, понимают, что останутся безнаказанными, поскольку они действуют фактически по прямому указанию руководителей тех или иных регионов. Эти люди являются лишь частью государственной машины, которая осуществляет эту фальсификацию в пользу правящей партии. И это только небольшая часть проблем.

О ПЕРВЫХ ЛИЦАХ

– Вы руководили большим числом избирательных кампаний губернаторов. Сейчас вы консультируете новых руководителей регионов по вопросам формирования пресс-служб областных администраций. Легко ли работать с нынешним составом губернаторов?

– В целом – работать менее интересно. Почему? Потому что, как ни крути, назначаемые губернаторы в меньшей степени зависят от общественного мнения, чем предыдущий корпус губернаторов, который избирался. Не секрет, что сейчас губернаторы фактически являются чиновниками, выполняющими политические установки администрации президента. Конечно же, если происходят какие-то народные выступления, как это было в Калининграде в январе 2010 года, своего места губернатор может лишиться и не переназначиться, как Боос. Но в целом работать, к сожалению, менее интересно, потому что задачи у представляемых глав регионов в меньшей степени электорально-политические, чем это было 5-10 лет назад.

– А в чем особенность работы с первым лицом государства? Вы ведь консультировали Бориса Ельцина.

– Самая главная её особенность – наличие огромного количества групп во главе с выдающимися лоббистами, людьми, оказывающими сильное влияние на первое лицо государства. Для того чтобы так или иначе донести свою рекомендацию или совет, приходится проводить первоначальные согласования с достаточно большим количеством заинтересованных лиц. Хочешь ты этого или нет. Например, если на того или иного губернатора в среднем воздействует 3-4 местные лоббистские группы, то на президента оказывают влияние 30-40 таких группировок. При этом ты никогда до конца не знаешь, что или кто может подвигнуть президента принять то или иное решение.

«ПИАР-СООБЩЕСТВО – НЕ СОВОКУПНОСТЬ НАПЕРСТОЧНИКОВ»

– В декабре прошлого года вы были вновь избраны в Исполнительный и в Высший экспертные советы Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО). Разрешите вас поздравить и поинтересоваться, в чем вы видите свою главную задачу на этот период?

– Свою главную задачу я вижу в том, чтобы пиар-рынок в России приобрел определенные профессиональные и этические рамки и стандарты. Чтобы те люди, которые занимаются пиаром, понимали, что их профессиональное сообщество – идет ли речь о политическом или бизнес-консультировании – это не совокупность «напёрсточников», где самым сильным оказывается тот, у кого быстрее всего работают пальцы рук. Это рынок. Здесь есть определенная этика, определенные стандарты, которые должны базироваться на международных, европейских нормах. Поскольку там пиар существует гораздо дольше, нужно учиться играть по правилам, которые приняты в этих странах. Не нужно искать суверенную особенность пиар-рынка в России. Ведь черное – это черное и в России, и в США, и даже в Африке. А белое – это белое. Поэтому своей главной миссией вижу поддержку и распространение профессиональных и этических стандартов в российском пиар-сообществе.

ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

– Ваш прогноз на предстоящие в марте этого года выборы. Есть ли весомые основания, способные повлиять на позиции «партии власти»?

– Партия «Единая Россия» одержит победу в большинстве регионов, но она получит меньше голосов, чем хочет. В перспективе ее успехи будут всё менее и менее впечатляющими.

– Из-за предполагаемого снижения административного давления?

– Из-за ухудшения общей ситуации в экономической и политической сферах, а также общего понижения политического тонуса жителей регионов, в которых сейчас проходят выборы.