Маленькая страна

2020-01-17

Автор: Ольга Сударикова

Пусть взрослые разглядывают свое «большое» на каком угодно расстоянии. А малышам все, даже самое крохотное, необходимо как следует разглядеть вблизи. Желательно даже потрогать и в случае крайней заинтересованность – попробовать на зуб. Это касается всего: игрушек, мебели, ложек-плошек, сказок. Именно сказок! Орловский театр кукол подарил своему зрителю как раз такую уникальную возможность – приблизиться на максимально приятное и комфортное расстояние к любимой сказке «Дюймовочка» по бессмертным и всегда юным мотивам Андерсена (пьеса Николая Шувалова).



Жили-были

Актеры под руководством хорошо знакомого орловской публике режиссера Павла Акинина поколдовали-поколдовали, поколдовали-поколдовали – и получилось. Кто бы сомневался!

Герои спектакля «Дюймовочка» как бы с первых минут заявляют и предупреждают – у нас дело в шляпе. То есть в шляпе и волшебство, и колдовство, и мудрость. Еще в шляпах забавная парочка Иведа-Аведа и Клумпе-Думпе (Раиса Овсянникова, Алексей Фомин), которые проведут зрителей за руку, а персонажей – под руку через весь спектакль.

Для начала прописная приятная истина от них: «В театре кукол повсюду так много сказок, которые сами идут в голову. Но есть любимые, в том числе, конечно, «Дюймовочка».
Миг – еще одна тайна раскрыта: «Любимыми могут быть только знакомые сказки, а незнакомые не могут». Так давайте знакомиться.

Раиса Овсянникова и Алексей Фомин, которым незаметно, но ответственно помогают Светлана Комарова и Сергей Фроликов, научат, как надо рассказывать знакомые сказки, как надо представлять знакомых персонажей, как надо мечтать и знакомиться со всем прекрасным, добрым, милым, новым, чтобы и оно впоследствии стало любимым.
Два солирующих актера делят между собой роли по справедливости, чтобы и лирические, и характерные достались каждому. Колоритности народонаселения спектакля остается только позавидовать.

На первом плане, конечно, Дюймовочка. Мизерная, крохотная, от горшка два вершка, дюйм – не больше, беззащитная, хрупкая. Но внешность не главное. Важнее то, что сказочная девчушка добрая, нежная, милая, сострадательная, трудолюбивая, а еще шустрая и любознательная. Встретив такую, самый маленький, но уже вполне сознательный ребенок почувствует себя взрослым, сильным, ответственность, ощутит готовность и потребность защитить малышку от ее нескончаемых жизненных бед и по-взрослому разделить с ней радость. Само появление главной героини наглядно напоминает: дети – цветы жизни. Но то, какой плод эти цветы принесут, зависит уже от их окружения, стойкости, умения делать правильные выводы и выборы.

Квакая квасота!

Знакомое – это хорошо, но везде есть место подвигу фантазии. Вот и в спектакле много милого юмора. Например, ответ на сакраментальный вопрос, откуда все же берутся дети, харизматичное ворчание крота, непримиримая узость мировоззрения майских жуков и многое другое.

Каждый герой постановки необычен, индивидуален, как бы сказали взрослые, персонифицирован. Но это слово непонятное, а вот расхожее выражение из мира большого театра «Верю!» вполне подойдет. Коварные помыслы жабы, глупое жужжание майских жуков, хозяйский расчет мыши можно осуждать, но в необычную реальность этих забавных существ трудно не поверить. Такое чувство порождено художественным замыслом, по которому актеры буквально слиты с героями.
Это наглядно воплощается в обращении с куклами, а ненаглядно – в азарте творчества и огромной любви к делу.

Персонажи получились живыми. Хочется не то что наблюдать за ними на сцене, а проследить дальнейшую судьбу. Споет ли когда-нибудь круглоротый жабий сын свою свадебную песню? Поймут ли майские жуки, что есть нечто прекраснее их самих, а на вкус и цвет товарищей нет? Раскается ли полевая мышь в своей бытовой недальновидности? Продолжит ли крот закрывать на все глаза? Последний, кстати, вышел особенно колоритно. Что мы вообще знаем о кротах? А этот показался-таки на свет божий и представил миру все грани и цвета своей нетерпимости, гамму ограниченности. Если у мыши серость была, понятно, одноцветной, то его заблуждения отливали радугой.

Цвет настроенья

Однако основную палитру настроений, на радость присутствующим, все же задавала сценография Светланы Долгиной. Художник в одном отдельном месте представила суровый, прекрасный, неоднозначный мир, который познает Дюймовочка. Здесь и болотная сырость, и бурные потоки реки, и страна цветов, и мышиная нора. Все условности понятны, все понятное условно. Все трансформируется, но при этом остается основательным, крепким. Веет то сыростью подземных ходов, то свежестью из открытого окна. Становится непонятно: ветер колышет гладь реки или шторы в твоей спальне, Дюймовочка путешествует по свету или ты сам.

Черно-белое

В детском спектакле очень многое строится на вполне взрослом, неуловимом, абстрактном. Нет, конечно, добро в нем – добро, а зло – зло. Тут подразумевается неоднозначность восприятия мира. Где-то она равна необъятной индивидуальности, а где-то душной узости. Оказывается, Дюймовочка может представиться уродиной… и даже вполне аргументировано. И преданность можно выменять на шикарную шубку – тоже руководствуясь серьезными основаниями. А что уж говорить о понятиях глобально-философских, имеющих символическое значение: солнце, свобода, выбор, плавание по течению и против…

Многое в постановке говорит и показывает, как горько и безотрадно одиночество. Не такое, когда мама на пару минут ушла на кухню, оставив тебя одного. А такое, когда плохо, холодно и страшно.

Но все эти поучительные страшилки лишь для того, чтобы гимн доброму сердцу и дружбе зазвучал звонче!
Ведь, в конце концов, это сказка о любви, которой подвластны все возрасты, классы, расы, виды, подвиды, люди и сказочные персонажи. Кто-то любовь пытается навязать, кто-то украсть, но ее можно лишь подарить и иногда – заслужить.

Лучший мой подарочек

Постановка получилась лирически прекрасной. Она насквозь пронизана солнцем, теплом, светом – как идеей, символом, высшим смыслом.
Чудо понятно и приятно каждому. В театре живет, водится, существует, творится чудо искусств, которое дарит чудо сопереживания. Нужно было слышать, как дети, не сговариваясь, звали принца эльфов, словно Снегурочку на новогодней елке. Чтобы очаровательная Дюймовочка скорее обрела свое счастье, чтобы добро восторжествовало.

Согласитесь, теплые края – это там, где тебе хорошо. Где небо выше, солнце ярче, цветы краше. И это замечательно, что нескольким десяткам мальчишек и девчонок удивительно хорошо на протяжение сорока пяти минут в стенах театра кукол.
Увиденную маленькую сказку ребята забрали с собой. Она будет еще долго-долго наполнять их жизнь, а потом жизнь их детей, детей их детей магией добра.
В конце спектакля все получили крылья. Принц эльфов вручил свадебный подарок Дюймовочке, актеры – зрителям. Им не жалко – у них еще много…