Марина Куликова и ее таланты

2019-03-18

Автор: Инга Радова

Слово «фестиваль» восходит к латинскому festus – «праздничный, торжественный; радостный». Какие приятные дефиниции, и как часто их недостает в повседневной жизни. Очередные «суровые годы уходят борьбы за свободу страны, за ними другие приходят, они будут тоже трудны», а жить когда? Не выживать, а именно жить? Акцентироваться на пятидесяти оттенках зла, в котором лежит мир, постоянно соотносить себя с ним – значит ограничивать себя, и, честно говоря, по субъективным ощущениям это хуже, чем беспробудно носить розовые очки. В конце концов, и то, и другое – лишь определенный угол зрения, а ничто ему так не мешает, как этот самый угол.



Подвижница от слова «подвиг»
Хорошо, что все мы разные, и есть люди с отличным от нашего в корне мировидением: те, которые в хаосе бытия стараются найти и находят то красивое и гармоничное, рядом с которым, возможно, были и мы, но прошли мимо. К таким людям относится Марина Геннадьевна Куликова – российский кинорежиссер, руководитель детской студии кино и телевидения «Поколение ХХI», руководитель проекта и председатель оргкомитета Международного кинофестиваля «Отцы и дети», общественный деятель.
Марина Геннадьевна родилась в Орле. Окончила Ленинградский институт киноинженеров. Работая в области образования и культуры, проявила себя как выдающийся организатор, который берет максимум ответственности на себя, умеет найти единомышленников и сплотить их вокруг общей цели. Она и вдохновительница, и мотиватор, и кризисный менеджер в одном лице.
Марина Куликова – победитель российских и международных кинофестивалей, обладатель множества дипломов и почетных грамот, награждена Золотой медалью Российского фонда мира. Марина Геннадьевна – художественно одаренный человек: артистичная, красивая, харизматичная, она пишет стихи, поет, играет на гитаре.
Она многодетная мать. Этот факт окончательно приводит в когнитивный тупик. И неудивительно, что все задаются вопросом, как удается охватить такой объем работы? Возможно, ответ в том, что она никогда не идет против своих убеждений, не действует вопреки интуиции. Есть известное выражение: «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Во многом характер определил успешность жизненной позиции Марины Геннадьевны.
Помните, как у Пастернака: «Все время схватывая нить судеб, событий, жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья»? Это про нее. Она сама могла бы стать героиней кинофильма, но выбрала иную стезю: находить героев среди нас и рассказывать о них миру.

«Ищут пожарные, ищет милиция…»
Много лет в среде столичной интеллигенции перманентно муссируется вялотекущая дискуссия о том, каков положительный герой в современной российской культуре и действительности и где его вообще взять. На мой взгляд, дискуссия виртуальная и ангажированная, потому что творческие люди по всей стране снимают фильмы, пишут картины, ставят спектакли о положительных героях, и только для интеллектуалов с федеральных каналов тайна сия велика есть.
В центре фильмов Куликовой – альтруист-бессребреник, человек особой судьбы, глубокой одаренности, умный, добрый, благородный – герой нашего времени. Им становится, например, ветеран Великой Отечественной войны или писатель-краевед и филантроп, посвятивший жизнь изучению истории и традиций родного края; или гениальная педагог по вокалу, к которой едут со всей страны, которая может поставить голос любому, но принципиально и бескорыстно берется за самые трудные случаи, за тех, от кого отказались другие педагоги, признав якобы бесперспективными и бездарными; или юный гений, мечтающий быть услышанным.
Фильмы Марины Куликовой и ее воспитанников-студийцев – одновременно и социальные проекты. Их задача не только рассказать о выдающихся людях современности, их достижениях, позитивной жизненной стратегии, но и вдохновить зрителей на активную творческую позицию, показать, как герой фильма преодолел сложную ситуацию, доказать, что базовые гуманистические ценности никуда не делись в эпоху постмодерна, они все еще актуальны, и при желании на них можно опереться.
Так, одним из героев серии фильмов Марины Геннадьевны стал Сергей Муравьев. Сергея называют российским Ником Вуйчичем. Благодаря его силе духа, доброте, фантастическому оптимизму и жизнелюбию, разносторонней одаренности и мудрости, он стал мотиватором и образцом для подражания для тысяч людей. Несмотря на то, что Сергей – человек с ограниченными возможностями, он не только смог найти себя и добиться успеха, но и помогает в этом другим.
Сергей поет, увлекается журналистикой. В данный момент получает высшее образование и тренируется, чтобы принять участие в Паралимпийских играх. Бывает в детских домах, приезжая с подарками, купленными на свои деньги, собственным примером стремится поддержать ребят.

Искусство, преображающее мир
Марина Геннадьевна обладает редким даром почувствовать талант в другом человеке. Она не только находит таланты и делает с ними совместные проекты, а сотрудничает на постоянной основе. Из творческого взаимодействия и стремления расширить художественную перспективу в 2015 году родилась идея организации кинофестиваля, который бы поддержал социально ориентированное, просветительское, а также кино для детей и молодежи.
«Изменить мир к лучшему возможностями самого массового и доступного искусства» – так охарактеризовала задачу фестиваля «Отцы и дети» его создательница.
2018-й стал годом двухсотлетия со дня рождения И.С. Тургенева. Этому событию был посвящен IV Международный кинофестиваль «Отцы и дети», проходивший в Орле. Жюри отсмотрело более ста фильмов, присланных детьми и взрослыми из сорока регионов нашей страны, а также из Израиля, Украины и Казахстана. Были представлены все кинономинации: документальное, анимационное, игровое, полнометражное кино и короткий метр.
Фильмом открытия фестиваля и работой, получившей гран-при, стала документальная лента москвички Марии Линдер «Иван Тургенев – русский европеец». Наградами были отмечены режиссер Евгений Ильин с фильмом «Призраки тургеневского Петербурга» (Санкт-Петербург) и детская студия кино и ТВ «Поколение ХХI» с работой «Орел тургеневский». Церемония награждения победителей состоялась в Москве 6 декабря. Лучшие фестивальные фильмы можно будет посмотреть в течение года в рамках благотворительного проекта «Эхо МКФ «Отцы и дети».
Главное достижение фестиваля – открытие новых имен, возможность для будущих режиссеров заявить о себе.

«Правда почему-то потом торжествует…»
Обидно, что социально важные, востребованные проекты держатся исключительно на энтузиазме и нервах подвижников. При этом колоссальные деньги циркулируют в сфере производства фильмов-однодневок. Люди смотрят картины, навязанные агрессивной рекламой, и выходят из кинотеатров, вскоре напрочь забыв, о чем был фильм, не задумываясь о том, что на них цинично заработали деньги, и никто при создании «развлекалова» не размышлял ни о добром, ни о вечном, ни тем более об эстетике.
Тем не менее, киномакулатура – колосс на глиняных ногах. Без огромных материальных вливаний он не устоит. Авторское же кино – кино как искусство, искреннее, социальное, новаторское, экспериментальное – выживет при любых обстоятельствах, и всегда у него найдется зритель, потому что немеркантилизм, возведенный в степень, – сильная сторона любого культуртрегера. Такое кино борется не за кошелек зрителя, а за его неравнодушие, за его эмоциональное и идейное соучастие, сопереживание. Об этом прекрасно сказал Станислав Ежи Лец: «Нет новых направлений в искусстве, есть одно – от человека к человеку».