Мир через палитру красок

2020-12-10

Автор: Ксения Азаренкова, фото из соцсетей

Наверное, даже самый далекий от искусства человек слышал хотя бы раз в жизни фамилии таких именитых русских живописцев, как Репин, Шишкин, Васнецов, Айвазовский и др. Но мало кто знает, что орловская земля вспоила на своих водах не только огромное количество литераторов, но и выдающихся художников: Григория Мясоедова, Вячеслава Шварца и Николая Струнникова. Расскажем о тех, кто был после них и уже стал известным или скоро будет.



Старая школа

Первое художественное учебное заведение в Орле – рисовальную школу – основал в 1889 году Петр Сычев, просуществовало оно 15 лет. Затем были частная школа Алпатова, губернская художественная школа для 300 воспитанников. Силами художников-энтузиастов в 1933 году открылось Орловское художественное училище, а спустя 20 лет – областная картинная галерея, художественно-графический факультет при Орловском пединституте. Открытие в 60-х годах двух детских школ позволило сформировать трехступенчатую систему художественного образования.

Послевоенные годы стали определяющими для орловской живописи. В первую очередь это связано с приходом в Союз художников Андрея Ильича Курнакова – народного художника СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, профессора.
Ребенок из рабочей семьи с окраин Орла, отличник училища, ученик прославленного живописца Б.В. Иогансона, постоянно стремившийся к совершенству, получил широкую известность за отечественные традиции в пейзажной живописи и мастерство жанрового портрета. Особое место в творчестве художника занимала любовь к малой родине – тургеневские места, а также изображение галереи современников: от рабочих до депутатов.

Самым значимыми работами Андрея Ильича являются диорамы. «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года», написанная в 1983 году, посвящена юбилейной дате – 40-летию освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков. Замысел другой заключался в отражении орловских событий Гражданской войны 1918–1919 годов (закончена в 2009 году). Работы нашего земляка вошли в собрание Государственной Третьяковской галереи, дирекции Художественного фонда РФ, фонда Министерства культуры РФ, Орловской областной художественной галереи, ведущих музеев мира, а также попали в руки частных коллекционеров в России и за рубежом.
Георгий Васильевич Дышленко – другой талантливый орловский живописец, творивший после войны. В соавторстве с братьями А.И. и Л.И. Курнаковыми создал для краеведческого музея диораму «Прорыв немецкой обороны у деревни Вяжи Новосильского района 5 августа 1943 года».

Писавший в различных жанрах: от эпических полотен до портрета, пейзажа или натюрморта, художник по завершению ВОВ связал жизнь с нашим городом, восстанавливая разрушенный до основания Орел. Его первой работой (1946 г.) стала «Советские казаки у памятника Аустерлицкой битвы», разочаровавшая мастера.

В 60-х годах в творчестве художника стали четко прослеживаться две основные темы: изображение войны и мирной жизни – цикл картин, посвященных восстановлению Орла после разрухи: «Орел в первые дни освобождения», «На ближних подступах к Орлу», «Лицо войны» (1983). Следующее десятилетие сменилось серийным масштабом – «Хлеб убран», «Орловский хлеб». В 80-е годы Дышленко отдает предпочтение пейзажам Орловщины с архивным подтекстом: «Ледоход на Оке. «Красный мост», «Река Орлик», «На правом берегу Орлика. Ушедшее», «У слияния Орлика с Окой» (1981).

Мастерство изнутри

В век неумолимого развития технологий живопись тоже приобретает новые формы. Подтверждение этому работы Николая Кондаурова – члена Союза художников России. Главная особенность его живописи – открытый цвет и точечное нанесение мазка: если посмотреть сбоку, то буйство красок напомнит горы Тянь-Шаня в макросъемке, но лишь при небольшом отдалении происходит оптическое смешение цвета. Картина словно живет своей жизнью: если окинуть ее взглядом в разное время суток, то это будут абсолютно непохожие холсты. Эффект многомерности достигается за счет долгой и кропотливой работы, требующей около 50 прописок.

Николай Михайлович рассказывает, что в его жизни были подражатели, но это, как правило, не приводило ни к какому результату: «Мастерство идет изнутри. Это целая система, разработанная мною, с определенными принципами и закономерностями. А еще умение сохранять оптимизм и веру даже в самых непростых жизненных ситуациях, это моя натура. Чтобы не происходило в жизни, я не перестаю восхищаться природой, окружающим миром. Такая красота вокруг нас! А мы все чаще погружаемся в многочисленные проблемы, не понимая простую вещь: каков мир внутри человека, такая проекция будет и во внешнее. Я стараюсь писать мир яркими красками».

Любимые у Кондаурова фиолетовые тона. А еще художник отдает предпочтение раннему подъему в пять утра и занятиям йогой. Благодаря этому распорядку Николай Михайлович может работать много часов подряд, а природа в ответ дарит ему красивейшие утренние пейзажи с восходящим солнцем. Солнце и море – особая любовь живописца. И сейчас на мольберте в мастерской Кондаурова большое полотно «Пирамида солнца», работа над которым только началась.

Достойная смена

Альфия Сокольникова много лет обучалась в ОГУ на художественно-графическом факультете, а также самостоятельно колористике. Молодая художница пока находится в поиске того самого стиля и отдает предпочтение реализму. Ее вдохновляют работы А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского, Э. Мунка. В данный момент Альфия работает над морской тематикой.

О том, каким видит будущее живописи, художница XXI века говорит так: «Я не знаю, выживет ли этот вид искусства через столетие, но лет через двадцать, наверное, еще будет существовать… Сейчас деятельность приносит материальный доход только тем, кто смог либо самостоятельно, либо с чьей-то подачи сделать себе имя».

Как правило, не разбирающимся в тонкостях пиара творцам сложно заработать исключительно на своем таланте, а раскрученных псевдохудожников без особого, неповторимого восприятия огромное количество.