Мир студенческого театра

2021-11-04

Автор: Ксения Азаренкова, фото медиагруппы ОГУ им. Тургенева и «Ювенты»

Начало сезона в театрах традиционно приходится на осень. Возможно, это связано с тем, что холодные вечера куда приятнее проводить в теплой компании артистов и вместе с ними купаться в аплодисментах, нежели хлюпать по лужам, укрываясь от неприятного осеннего дождя. Пришла пора познакомиться с репертуаром двух особенных театров, артисты которого непрофессиональные актеры.



Золушка: до

В субботний вечер, 16 октября, в здании 12-го корпуса ОГУ им. И.С. Тургенева («Научприбор») было необычайно многолюдно… Объяснение этому – не затянувшиеся лекции или отработки хвостов студентами, а начало 43-го театрального сезона молодежной студии университетского театра сатиры.
Пока зрители предвкушали просмотр, за кулисами шли последние приготовления артистов перед выходом на сцену. Для многих из них эта постановка стала входным билетом в мир театрального искусства, о чем рассказал художественный руководитель студии Олег Галкин: «Спектакль «Золушка до и после…» был задуман как учебная постановка. И вот уже четвертое поколение молодых актеров дебютирует в нем, да еще и в открытии сезона. Для меня это хороший знак, говорящий о том, что театр жив, а молодая кровь в нем бурлит».
… Да и на сцене страсти кипели нешуточные. Казалось бы, откуда им взяться в доброй сказке Шарля Перро. Но амплуа героев в спектакле театра сатиры начисто преобразились. Золушка предстала (хоть и не сразу) в совсем неожиданном свете. Робкий Принц в выборе супруги руководствовался лишь ее внешними достоинствами. Мачеха и ее дочери, конечно же, остались прежними, но попробовали примерить на себя маску защитниц народных интересов. Отец и вовсе оказался беспробудным пропойцей, добряком и подкаблучником. Далеко не последняя роль была отведена в пьесе и придворному шуту. На протяжении всего сюжета он отпускал колкости в адрес каждого героя.
Оставим в качестве интриги, что стало с судьбой Феи, Короля и дворцовых слуг…

… и после

Несмотря на то, что на сцене играли непрофессиональные актеры, им просто невозможно было не поверить! Постоянный интерактив со зрителями, хождение артистов между кресел, перемещение некоторых из них на сцену и их участие в спектакле – все это настолько подкупало, что ничего другого не оставалось, как просто отдаться эмоциям и погрузиться в сюжет альтернативной истории…
Для студентки Екатерины Селецкой, пришедшей на премьеру, оказалось сюрпризом в качестве Принца увидеть совершенно другого актера: «Мне кажется, на открытой репетиции роль Принца исполнял другой человек. Но как справился со своей ролью Михаил Усов, невозможно описать без слов восторга и восхищения! Хочется выразить огромную благодарность всему актерскому составу, режиссеру, и как можно скорее увидеть их следующие постановки».
Тем, кто не попал на премьеру, советуем не расстраиваться – впереди еще два показа полюбившейся многим «Золушки» (12+).

«Ювентиана»-2021: пока онлайн

Открытие нового, 23-го театрального сезона артисты студии «Ювента» ОГУ им. И.С. Тургенева решили отметить с размахом, удивляя своего зрителя фактически через день на протяжении всего октября постановками, правда, в режиме онлайн. По понедельникам, средам и пятницам любителей театра ждали на Комсомольской, 41, в здании Польского корпуса.
Все как в лучших традициях кинопоказа – приветственное слово режиссера, потом в зале гас свет, а в районе импровизированной сцены зажигался луч проектора, уносящий зрителей то на фронт, то в гостиницу Большого кабана, то в английский дом с царящей в нем комедией абсурда, то в провинциальный городок, а то и вовсе в эпицентр рассказов А.П. Чехова или А.Т. Аверченко. Затем под звуки оваций на сцене появлялись артисты, чтобы ответить на вопросы зрителей, обсудить интересные моменты спектакля…
«За последние пять лет «Ювента» поставила четыре полномасштабных и очень разных спектакля, которые радовали зрителей, были участниками всероссийских и международных фестивалей. Однако приходят новые люди, появляются новые идеи и планы, жить прошлым становится нерентабельно и неинтересно. Но и расстаться с творческими детищами сложно – им отдано столько сил и времени. Поэтому мы придумали проект «Ювентиана», являющийся мягким переходом от прошлого к будущему: совместили формат театральной гостиной с онлайн-показом, – делится с «ОВ» бессменный худрук «Ювенты» Наталья Смоголь. – Я рассказываю нашим зрителям историю создания произведения, говорю о наших замыслах и находках, а после видеопоказа появляется возможность обсуждения, общения с актерами».
Так, в этом октябре по два раза прошли фронтовая повесть «Трепетные птицы» по мотивам романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», комедия абсурда «Циклотимия» по антипьесе Э. Ионеско «Лысая певица», впервые в мире сыгранный на сцене неизвестный водевиль И.С. Тургенева «Ночь в гостинице Большого кабана» и юмористическая программа по рассказам А.П. Чехова и А.Т. Аверченко «То да се». А еще сейчас идут репетиции трех разножанровых премьерных спектаклей, которые «Ювента» надеется предложить своим зрителям уже в ноябре.
Возможно, многим такой формат покажется необычным, но в эпоху пандемии это уже абсолютно привычно, а порой может стать единственным способом увидеть долгожданный спектакль. Именно так и удалось посмотреть постановку «Трепетные птицы» студентке второго курса института педагогики и психологии Дарье Михалевой: «О решении посетить онлайн-показ театральной студии «Ювента» я не пожалела ни разу. Пусть мне так и не удалось попасть на спектакль «вживую», но я рада, что смогла познакомиться с ним и в таком формате».