Мода на чтение и «бунтари»

2022-08-04

Автор: Наталья Ставцева, фото Вячеслава Коваленко

Ежегодно 9 августа писатели, издатели, библиотекари и читатели отмечают Всемирный день книголюбов. Но так ли актуален сегодня этот праздник и может ли старая классика тягаться с новомодной беллетристикой? Обо всем об этом и не только мы поговорим с кандидатом филологических наук и директором духовно-патриотического центра «Вятский Посад» Натальей Меркурьевой.



Стереотипы вокруг молодежи

– Наталья Алексеевна, говорят, современная молодежь вообще не читает…
– Думаю, что это мнение стереотипное. Подростки, собственно, никогда и не были самой читающей публикой, и моя педагогическая практика показывает, что читают всегда избранные, процентов десять от общего числа детей. И это совершенно нормально и естественно, потому что не могут же все любить чтение. Сегодняшние подростки довольно-таки читающая публика, правда, выбор книг у них довольно специфический.
– Какая литература для них наиболее актуальна?
– В прошлом году я проводила небольшое социологическое исследование. Судя по всему, подростков, если говорить о классике, в большей степени интересует Достоевский. В их топ-3 стабильно входят «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Это меня удивило, потом я поняла, что в этом есть определенная закономерность, потому что Достоевского современные подростки воспринимают как продукт какого-то мейнстрима. Конечно, возможно, они не углубляются во все философические тонкости Федора Михайловича, но тема Сверхчеловека, наполеоновская тема для них очень занимательна.
Зачастую подростки начинают читать, потому что заинтересовались персоной. Так, Достоевского они часто ассоциируют с анимешной культурой (например, аниме «Проза бродячих псов»), где кроме него главными героями становятся Гоголь и Эдгар По. Это очень подталкивает к тому, чтобы эти авторы оказались в кругу их чтения.

Обманчивые «топы»

– В интернете сейчас популярны всевозможные списки книг. Например, топ-100 произведений, которые должен прочитать каждый. В основном это книги иностранных авторов, а наши попадают туда как бы в порядке исключения. Может ли такая ситуация влиять на читателей негативно?
– Думаю, да. Мне как раз очень не нравятся все эти списки. Буквально сегодня открыла один из них и посмотрела, что предлагается подросткам. Действительно, в списке из ста позиций всего две-три книги наших авторов, и то далеко не самых лучших, а все остальное – литература не самого высокого качества.
Проблема в том, что мы не можем своим детям что-то предложить. Мы предлагаем ту литературу, на которой воспитывались сами, то, что нам самим казалось исключительно хорошим, и это не всегда совпадает со временем. В итоге ребенок разочаровывается в выборе, предложенном родителями или педагогами. Ему приходится нащупывать свою читательскую траекторию самостоятельно.
А когда дети обращаются к готовой траектории в виде всевозможных топов книг, они получают низкопробную литературу, которая ни заинтересовать по-настоящему не может, ни воспитать чувство стиля. Она не дает привычки к анализу.
– Сейчас существует много литературных премий. Насколько можно ориентироваться на них при выборе книг? И кого из победителей можно было бы выделить?
– Я бы не сказала, что всегда можно ориентироваться на премированных поэтов и писателей. Но иногда полезно заглянуть в их списки, чтобы просто сориентироваться.
Я бы выделила книги Евгения Водолазкина, Германа Садулаева. Из номинантов мне нравятся Захар Прилепин с его романом «Обитель» и Валерий Залотуха, который был посмертно номинирован с романом «Свечка». Также назову Василия Авченко. Он хорош в своей документалистике, и его книга «Дальний Восток. Иероглиф пространства» – отличная литература.

Летнее чтение и не только

– Сейчас школьники активно заполняют читательские дневники, ищут книги по спискам летнего чтения. Так ли хороши эти школьные списки и какой литературы там, возможно, не хватает?
– Мне не нравится, что школьные списки для летнего чтения обычно абсолютно совпадают с учебником. Летнее чтение должно быть дополнением к основному школьному. Какой смысл в том, что ребенок прочитает летом «Тараса Бульбу», если он эту же книгу будет изучать на уроках? Чтобы только ускориться? Мне кажется, он должен быть в другом.
И читательский дневник не должен быть только попыткой изложить содержание книги. Прежде всего, он должен позволять найти что-то свое, интересное, что тебя зацепило в книге, располагать ребенка к размышлению.
Я летнее чтение формировала бы иначе. Во-первых, это много рекомендованной литературы, а не обязательной к прочтению. Во-вторых, она должна быть вариативна, чтобы ребенок мог выбрать из списка то, что ему по нраву.
– А что вы бы рекомендовали современным школьникам, подросткам для чтения?
– Не буду сейчас говорить о классике, потому что для меня как для филолога классика всегда современна, и я в ней всегда что-то нахожу, но это совершенно не значит, что ребенок обязан в ней также что-то увидеть. Для нее нужно подрасти и научиться ее читать.
Что касается современной литературы, которая мне кажется серьезной, то ребятам от 13 до условно 17 лет советую почитать Алексея Иванова и его фэнтезийные романы, такие как «Комьюнити» или «Пищеблок». Думаю, они пойдут на ура. Там есть чем развлечься, есть чем озадачиться, над чем поразмышлять и чему испугаться.
Если же говорить о фантастике, которую подростки любят, то советую Олега Дивова. Его творчество я сама очень люблю. Совсем недавно прочитала роман «Ночной смотрящий». Он задуман как вампирская сага, но в конечном итоге перерастает в историю о людях, о взаимоотношениях, любви, ответственности. Эта книга по большому счету о выборе пути, а что, как не это, главное для подростка?

В поисках актуальности

– Если все-таки коснуться темы не только современной литературы, но и, например, советской классики. Возможно, она уже не столь популярна у читателей, но какие книги из советского периода сейчас особенно актуальны и могли бы зацепить читателя?
– Думаю, советская классика в целом может зацепить. Это опять же вопрос настроения и ориентирования в потоке чувств и эмоций. Кому-то пойдет «Как закалялась сталь» Николая Островского, кого-то Александр Фадеев зацепит, а кого-то «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
Что касается моих рекомендаций по классике ХХ века, то это стопроцентно «Мастер и Маргарита». Этот роман читают все, а если не читают, то говорят, что прочитали. Также хотела бы отметить «Доктора Живаго» – это классика вне времени: глубоко, искренне и по-настоящему. Поэтому этот роман вне конкуренции. Пожалуй, с ним мог бы посоперничать только «Тихий Дон» Михаила Шолохова, если бы не объем. Именно из-за этого подростки боятся взяться за этот роман, но если берутся, их увлекает язык Шолохова, его сверхэмоциональность, чувственность и сама линия персонажей.
Если говорить про ХХ столетие, то, конечно же, это Серебряный век – Марина Цветаева, Владимир Маяковский. Во второй половине века это короткие рассказы Василия Шушкина. Обычно они импонируют детям. Очень хорошо читается Анатолий Приставкин. Из зарубежной классики советую почитать перекрестно братьев Стругацких, Рэя Брэдбери и Айзека Азимова. Это чтение очень дополняет друг друга и рисует более полную картину мира.