Муза Владимира Переверзева

2010-05-12

Автор: Александр СУВОРОВ

Поэт Владимир Переверзев стоит наособицу в современном литературном мире. Его талант самороден. О таком писать непросто. Как истинный художник он не вписывается ни в какую графу классификации, не принадлежит, как правило, всерьез ни к какому литературному клану или идеологическому лагерю. Большой Поэт всегда находится вне установленной иерархии. Просто у него свой собственный, царский путь в жизни и творчестве, и эта творческая судьба ведет человека, вверившегося ей всецело, только ей одной ведомым путем.



Из общей массы, движущейся в течении неостановимого литературного процесса, Переверзева выделяет то, что он изначально, практически с первых своих стихотворных строк, явился в русской поэзии как светлая и духовно ясная личность. Его стихи проливаются, как ровное и ясное озарение среди безвременья. В его творчестве не было ни модернистских изысков «литературного левачества», ни смуты, ни мятежа, ни унылой, беспросветной депрессивности, а была, прежде всего, та возвышенная, спокойная мудрость, которая единственно позволяет мужественному сердцу без смятения и предательского трепета встретить все жизненные испытания. Он словно бы все, что должно было случиться с нами и страной в последующие годы, знал заранее, потому и писал со спокойной твердостью:

Но если смотреть, не мигая,

Сквозь эту свинцовую мгу,

Почудится, верно, другая

Россия на том берегу.

(«Чьи ангелы там пролетели…»)

Он остался неразгадан при жизни. Много у нас на Руси поэтов непознанных, не явившихся миру, тех, про кого Пушкин писал: «Блажен, кто молча был поэт…», и еще больше неизвестных, непрославленных святых. Владимир Переверзев – поэт, еще не прочтенный по-настоящему и не расслышанный при жизни. Он написал стихи, достойные прозвучать на всю Россию, войти в каждый дом и под каждый кров. Он всегда болезненно переживал о нашей духовной разделенности провинциальной, «нутряной» России от высокоумного и блистательного столичного творческого бомонда, бессильного и бесплодного, прекратись к нему приток жизненных соков от русской земли. Читать иные его строки все равно как пить дорогой, выдержанный коньяк. Вот, скажем, таково волшебство звуков в стихотворении «Деревушка»:

Словно осторожною рукою

Кто-то тронул сонные дома,

И за вечереющей рекою

Прокатились тихие грома.

Далеко, как будто бы телегу,

Тяжело нагруженную, вброд,

По камням, в преддверии

ночлега

Конь уставший медленно

везет.

Переверзеву присуще редкостное среди нынешних поэтов чувство священнодейства Слова. К поэтическому образу он подходит как к сокровенной, предвечной тайне, поэтому нередко огонь духовных миров дышит в его строке, где будто бы бьется тонкая младенческая жилка живой жизни. Да, в жизни сильно эстетическое начало, воспетое еще Платоном и Ницше, но одною красотой не спасется мир, она страшна в своей явленной воочию силе, как лицезрение самого Бога. Красота так же испепеляет, сжигает дотла человека-творца, который пытается совладать с ней, взнуздать, как норовистую кобылицу, и скольких уже испепелила она… Но только ради таких самоизрекающихся, потаенных смыслов и стоит писать стихи, ведь настоящее всегда пишется кровью:

Нет, не сейчас, когда-нибудь

потом

Мы тоже станем не дождем,

так снегом.

Наш дом – земля, и небо

тоже дом,

Как хорошо на землю падать

с неба.

(Н. Тарасову)

Этого поэта трудно сопоставить с кем-либо из современных ему поэтов, и все же наиболее родственной Переверзеву как по творческому дарованию, так и по мировоззрению можно назвать поэтическую лиру Алексея Прасолова. У обоих, без сомнения, тютчевские корни творческого бытия. Эти стихи словно дышат пламенным хаосом первозданной природной стихии в ее еще прачеловеческом, доадамовом бытии. В образах обоих поэтов нередко явственно светят сполохи того предвечного, первозданного «Слова, Которое было у Бога и Которое Было Бог» (Ин.1,1). К этому обращена строка Пушкина «Глаголом жечь сердца людей». И это высшая похвала Переверзеву как поэту.

С другим современником, Николаем Рубцовым, Переверзева роднит то, что он, один из немногих в русской поэзии, смог услышать своей вещей душой, может быть, даже подслушать, тот тихий материнский шепот святой русской земли, ее то светлые, то печальные напевы, разлитые во всей нашей природе и даже в самом отдаленном, затерянном уголке населенной русским человеком земли, в самой крохотной деревушке, или у ночного охотничьего костра, или среди поздних рыбачьих разговоров, ибо все это живо до сих пор, вопреки всем наветам наших недругов, лишь благодаря материнскому благословению Небесной Руси и ее святому предстательству.

Февральский снег темнее

к ночи,

Зато светлее небосвод.

Когда заснет последний

кочет,

Звезда зеленая взойдет.

Как не услышать здесь исповедальной рубцовской интонации – «Тихая моя Родина…»? Или же в таких строках: «Как пойманная рыбина, колотится/ Студеная звезда на дне бадьи», – сравни у Рубцова с образом «звезды, смотрящей в полынью»…

Любого тронут за сердце простые и незатейливые, как детская песенка, строчки:

Рощица в желтой оправе,

Сено в осеннем стогу.

Каждый и в силе, и в праве,

И в неоплатном долгу.

(«Тополя тень у колодца…)

И словно бы продолжение, раскрытие этой темы всеобщего родства слышим и у Рубцова:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Будто бы происходит разговор двух поэтов, где и как – неведомо, но он происходит, и эти строки тому свидетельство.

Кажется, все трое они, Переверзев, Прасолов и Рубцов, дышали одним воздухом исконной Руси, чудесно прорвавшимся в ту пору в какую-то неведомую расселину среди застойных лицемерных времен всеобщего двоемыслия. Просто некая непостижимая отдушина открылась русскому сердцу напоследок – перед целой чередой последовавших затем исторических и человеческих катастроф.

Пребывая своим внутренним творческим существом как бы в «ореоле недосягаемости», в сфере таинственного, где совершается всякое истинное творчество, Переверзев в то же время исключительно социален, открыт общественной жизни, что вообще-то по нынешним временам редкость даже длябольших, всенародно прославленных писателей, перед которыми теперь наглухо закрыт выход к широкой аудитории в средствах массовой информации.

Его телевизионная публицистика несет в себе главные идеи из русского патриотического арсенала, который в целом остался неизменен еще со времен Ивана Ильина. Деятельность Переверзева на телевидении и в прессе воспринимается ныне как необходимое служение, как исполнение долга перед Россией, к которому обязывает человека всякий творческий дар. Ибо все лучшее, что в нем есть, человек, да и всякая земная тварь Божия, должен употребить во славу Господню и на благо родной земле – и песни, и труд, и цветы, и милостыню от чистого сердца, и стихи, и само радостное цветение жизни…

Переверзев не был, конечно, ни профессиональным философом, ни идеологом (как это нередко бывает сейчас, человек по одной своей должности становится профессиональным политиком-патриотом, включенным в патриотическую номенклатуру, как будто это возможно на деле – профессионально любить свою родину, быть высокооплачиваемым специалистом по любви к своей матери, а той – за хорошее вознаграждение мастерски любить своих чад…). И в той информационной войне, которая ведется сейчас против всех нас, он имел самое высокое и почетное звание солдата – защитника Родины.

Здесь надо намертво

держаться,

Корням уродливым под стать,

Чтоб в эту бездну

не сорваться

И этой бездною не стать.

(«Потянет грустью перелетной…»)

Поэт Владимир Переверзев с таким тонким, трепетным чувством прикасался к нашим родовым духовным знакам, будь то разоренное в лихую годину дворянское гнездо или судьба непрославленного святого, всю жизнь свою без остатка принесшего на благо страждущим людям, врачуя и спасая их в беде. И здесь без преувеличения можно сказать, что белый голубь Духа Господня не раз почивал на челе поэта в минуты святого вдохновения.

Зная, остро, до боли, чувствуя весь невыплаканный матерями, незаливаемый никакой водкой трагизм русской жизни, неся в себе всю невысказанную молчащими, ушедшими нескончаемыми ровными рядами погостов в вечность поколениями скорбь, век за веком застилающую солнце над землей, поэт вновь и вновь находил в себе силы выражать невыраженное, высказывать невысказанное, а главное – любить Россию и среди невзгод, когда другие только проклинают ее с презрением или шипят ненавидяще. Он видел истинный материнский лик ее:

На ней драгоценный кокошник,

И русые косы у ней,

У той, что не топит,

не крошит,

Не душит своих сыновей.

Так кровь вопиет к небу – «Из немоты, из глухоты, из чрева/ Земли, которой правда не нужна». Так возносится до звезд молитва подвижника в пустыне. Так творит истинный Поэт.


Справка «ОВ»

Владимир Переверзев родился 14 марта 1947 года в Орле. Окончил Воронежский государственный университет. Долгое время работал на Сахалине редактором Дальневосточного книжного издательства. Как поэт и публицист заявил о себе с конца 1970-х годов, широко публикуясь в коллективных сборниках, альманахах и антологиях.

В 1984 году в Южно-Сахалинске вышла первая книга стихотворений Владимира Переверзева «Дом и дорога», в 1986 году в Орле – книга художественной публицистики «Россия в одном районе», в 2006 году – книга стихотворений, очерков и прозы «Паломничество в пустыню». Последние 15 лет Владимир Переверзев работал редактором в Орловской государственной телерадиокомпании, где им было выпущено более 300 прекрасных телепередач. Он являлся неоднократным лауреатом различных орловских и общероссийских конкурсов тележурналистов.

Умер 25 марта 2009 года.