Музейный калейдоскоп

2021-12-10

Автор: Ксения Азаренкова, фото музея изо

С продлением запрета на проведение массовых мероприятий до 10 декабря поход в музеи стал чуть ли не единственной культурной отдушиной для орловцев и гостей региона. Экспозиции выставок дают возможность побывать в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Хабаровске и даже в финском Нокиа.



Артефакты побратимов

С 14 ноября в Орловском музее изобразительных искусств работает выставка, где представлено 60 городских артефактов 34 авторов из Орла и финского города Нокиа. Для многих этот топоним известен как марка мобильного телефона. Но в первую очередь это все-таки городок в Финляндии, с которым Орел вот уже 40 лет связан узами культурного сотрудничества.
Экспозиция (0+) доступна каждому. И нет необходимости в покупке билета – достаточно зайти на сайт музея, перейти в раздел этой выставки и «прогуляться» по фотогалерее проекта. К слову, каждое произведение искусства здесь сопровождается биографией художника и описанием работы.
Директор музея изо Светлана Четверикова вспоминает о своих сомнениях во время подачи заявки на конкурс, ведь северные города, такие как Санкт-Петербург, Петрозаводск, куда более тесно связаны с финской стороной. Однако Орлу удалось оказаться в числе десяти победителей: «В течение полугода нам предстояло сделать объемную работу. На сайте форума из нашего города было подано три заявки, мы ждали ответа от финнов. И нам удалось их заинтересовать, после чего наша уже совместная работа стала еще активнее. Другой удачей стало сотрудничество с куратором, нашей соотечественницей Натальей Перепелкиной, благодаря которой не возникло недопонимания из-за языкового барьера. Именно внимательный и точный подход к цели форума, на мой взгляд, стал решающим критерием отбора и позволил организовать в стенах нашего музея выставку городских артефактов, созданных за последние пять лет».
Музей прошел конкурсный отбор в рамках форума «Культурный код – ключ к пониманию и сохранению культуры городов» и подал заявку на получение грантовой поддержки от Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры». Что дало возможность организовать ряд мероприятий, связанных с виртуальной выставкой, в том числе и перевод текстовой сопроводительной информации, биографических справок, этикетажа на финский язык, а также организовать печать итогового каталога.

Контраст двух миров

Организаторы поставили мастеров в жесткие временные рамки. Возможно, поэтому Красный мост у Анатолия Костяникова в работе «Город над Окой» пророчески окутан серой непроглядной дымкой. Хотя и переправа через реку Нокианвирту в произведении финской художницы MariSuso выглядит не менее абстрактно. Абсолютно другим «Вечер над Окой» изобразила в смешанной технике орловчанка Екатерина Проселкова, работы которой напоминают настоящие книжные иллюстрации.
При осмотре произведений орловских и финских мастеров бросается в глаза контраст: русский реализм, яркая архитектура улочек сменяются мрачными, философскими финскими пейзажами с элементами абстракционизма. Это и кладбищенские мотивы психбольницы; и персонаж Яшка на фоне своего дома, отпечатанный на заднем кармане джинсов; и голова медведя, проступившая сквозь промышленное сооружение. Эти необычные, даже странные работы могут вызвать недоумение, восторг или дополнительные вопросы, но уж точно никого не оставят равнодушными, ведь это абсолютно другое искусство!

Передвижники в Орле

С 23 ноября по 12 декабря в трех залах музея изо можно познакомиться с работами современных художников-передвижников традиционным способом – увидеть художественные произведения воочию. Полотна мастеров из Белокаменной и Северной столиц, а также Самары, Ярославля, Белгорода, Пятигорска, Хабаровска и других российских городов и стран ближнего зарубежья – Беларуси и Украины приехали в Орел уже во второй раз – теперь в честь 150-летия первой экспозиции изначального исторического Товарищества передвижных художественных выставок (16+).
Чтобы не потеряться среди живописи, скульптуры и графики, культурное путешествие нужно начинать с первого зала, где все работы «тематически упорядочены». По левую руку – классический балет Василия Братанюка в лицах известных прим и только начинающих артисток; по правую – магические мазки и цветовые пятна Николая Блохина, мастерски передающего «из месива красок» черты характера в портретах, женские переживания и молодецкую русскую удаль в этюде масленичного гулянья. Здесь же обнаженные девушки Натальи Вишняковой, самозабвенно плескающиеся в подсвеченных солнцем водах реки. А у окна этой части зала собраны самые разные сюжеты маслом Татьяны Лушниковой: тихий домашний вечер, весенний пейзаж, питерский дождливый день, церковная служба в храме – полное погружение в себя, тонкая игра света.
Во втором зале преобладают работы на исторические и религиозные темы. Вот произведение белгородского художника Владимира Нестеркова «Помилуй мя», будто ставящее каждого смотрящего на место главного героя. Поодаль довольно редкая сюжетная работа, выполненная художником Александром Саплиным, глубоко верующим человеком, занимающимся росписью храмов, – Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг. Завершается зал оптическими картинами Юрия Белозерского, видящего равнинные пейзажи с высоты птичьего полета в движении; драматическим полотном Лауры Свидерской с резким противопоставлением красных и черных тонов, переносящим в эпоху римских легионеров, древних колесниц, стремительно, как огненные раскаты грома, несущихся по Колизею, разжигая интерес у зрителей на трибунах.

Зарубежные мотивы

В следующем зале родные сердцу просторы постепенно сменяются восточным колоритом, работами мастеров, вдохновленных впечатлениями от путешествий в Африку и Азию. Нежные пейзажи впервые участвующего в выставке Кирилла Алланэ, словно застывшие в прошлом образы закрытых белой тканью восточных девушек на полотне московской художницы Ольги Лисенковой.
На жарком континенте Марине Рубановой удалось познакомиться со своей коллегой – художницей Надей из Найроби. Это оставило след в творчестве мастера – на ее одноименной картине.
Многообразие живописи дополняет выразительная и лаконичная по формам скульптура Ольги Ивашинцовой, работающей в дереве, и Левы Бейбутяна, обращающегося к природному камню, шамоту и терракоте.
Знакомство с миром художников-передвижников ХХI века может затянуться надолго, особенно в разговорах с куратором выставки, старшим научным сотрудником музея Татьяной Тимашевой, считающей, что экспозиция дает прекрасную возможность открытия новых имен.