Музыка поэзии

2024-04-18

Автор: Ульяна Дедкова, фото библиотеки им. И.А. Бунина

14 апреля в Орловской областной библиотеке им. И. А. Бунина состоялось занятие «Поэзия. Интенсив по твердым поэтическим формам» в рамках образовательного творческого проекта «НеЛицей» (12+). О том, что такое ритурнель, каким образом он связан с музыкой и как научиться писать стихотворения в этой форме, узнал и корреспондент «ОВ».



Трудности стихосложения

Занятия «НеЛицея» проходят в Бунинке уже не в первый раз, Необычный проект – серия образовательных лекций для начинающих литераторов – стартовал чуть более полугода назад. Его цель – помочь авторам отточить навыки, оказать поддержку их творчеству. Этим занимается одна из основательниц «НеЛицея» – Лариса Панина.
В этот раз «лицеисты» узнавали, что такое ритурнель. Как пояснила Лариса Викторовна, одно из значений слова – небольшое музыкальное вступление перед началом танца. А еще ритурнель имеет отношение к поэзии – это особая трехстишная строфа в итальянской, а затем и во французской поэзии. В русской же ритурнель как форма стиха не прижился.

Непростая форма

Особое внимание на занятии уделялось происхождению формы, особенностям построения строф, тесной связи с музыкальными традициями. Так, «новобранцы» узнали, что само стихотворение в форме ритурнеля состоит из трех строк: первая короткая, а две другие длинные. Причем рифма должна быть только у первой и третьей строки, когда как вторая остается «холостой».
Еще одной особенностью стихотворной формы является то, что все строки содержат одинаковое количество слогов. В коротких, например, по два, три или четыре, а в длинных – десять, одиннадцать или двенадцать. Важно помнить, что первая строка задает тему строфы, а две длинные ее развивают.

Готовы к критике

После того как присутствующие поближе знакомились с теоретической частью, последовали примеры стихотворений, которые были написаны в форме ритурнеля самой Ларисой Паниной. Поэтические строки чередовались с объяснением использования всех особенностей стихотворной формы: слушатели вместе считали слоги и применяли теорию на представленном образце.
Ближе к концу мероприятия, когда тема ритурнеля осталась позади, настала очередь проверки домашнего задания. Те из присутствующих, кто не пропустил ни одного занятия, зачитывали собственные произведения – сонеты. Многие справились с «домашкой» на ура, демонстрируя артистичность выступления, эмоциональное прочтение и восприимчивость к критике.
Кстати, прокомментировать эти произведения начинающие поэты попросили и корреспондента «ОВ». И не захотели слышать отказа, пояснив, что готовы к критическим замечаниям, но не к равнодушию по отношению к их творчеству или молчанию слушателя.