На повороте судьбы

2021-08-12

Автор: Андрей Елисеев, стихи Анны Поповой, фото Светланы Павловой

В конце июня в театре «Русский стиль» состоялась премьера музыкально-поэтического спектакля с интригующим названием «Вакансия (офисная история)», которую представили на зрительский суд участники творческого содружества «ДиаЛит», члены Орловского отделения Союза литераторов России Анна Попова и Андрей Елисеев. Балансируя на стыке жанров, используя различные приемы подачи поэтического материала (мелодекламация, видеопоэзия, авторская песня), авторы постановки попытались донести до зрителя свои размышления о том, что их волнует и окружает, о наболевшем и злободневном, о жизни и творчестве.



С чего все началось

На протяжении нескольких лет в рамках проекта «Театр у камина» «Русского стиля» мы с Анной Поповой имеем возможность показывать зрителям наши музыкально-поэтические программы, за что бесконечно благодарны руководству и коллективу театра. В прошлом году в силу известных обстоятельств пришлось отступить от доброй традиции. Зато подготовка к новой работе велась нами с удвоенной энергией. И вот долгожданная премьера…
Пока не прозвенел третий звонок, у зрителя есть возможность узнать о героях нашей истории из театральной программки: «Еще утром Алекс – преуспевающий руководитель перспективной компании – не подозревал, как круто изменится его жизнь всего за пару часов. Не подозревала об этом и Аня, когда в поисках работы однажды наткнулась на заветное объявление о вакансии в конторе Алекса. Случайная встреча перевернула все с ног на голову: и рабочий процесс в фирме «КОМПиК», и жизни наших героев.
Итак, обычный рабочий день, офисная неразбериха, послеобеденный отдых позади, но дел невпроворот. Так бы и кончился этот серый будничный день, если бы не… орфографические ошибки в объявлении. Телефонный звонок оповещает о начале нашей истории…»

Вот так встреча!

Случайная встреча принимает неожиданный оборот. Оказывается, дороги Ани (Анна Попова) и Алекса (Андрей Елисеев) пересеклись еще в юности, когда они вместе посещали литературный клуб. Вот так это было.
… Кто хокку тащит, кто романы, кто лироэпикой задет. Мы умницы и графоманы, и все нам тесно, все нам мало, мы молодые неформалы своих судеб…

Алекс с большим трудом узнает Аню. На протяжении всего спектакля ему придется заново знакомиться с ней, повзрослевшей, ведь от прежней Ани, стеснительной серой мышки, почти ничего не осталось.
Их беседа, начавшаяся так нелепо (ох уж эти орфографические ошибки!), постепенно принимает форму исповеди, где каждый приоткрывает другому сокровенные уголки души. В определенный момент Алекса пронзает мысль, что он не просто забыл свое прошлое, он прекратил поиски смысла, потерял вкус жизни.

Бывает мужество отказа.
Твой незатоптанный исток.
Когда оно – не пыль и фраза,
А некий выстраданный «стоп».

… И не обидят кривотолки, и не проступит вязь клейма, когда с наезженной бетонки внезапно сходишь (как с ума) – на ту заросшую тропинку, где глушь и не видать земли, а только былки, будто пики, и сухостой, и ковыли…
Где заплутал он, где сбился с пути? Ради чего отказался от своего призвания? Неужели ради того только, чтобы развалившись в уютном кресле, днями напролет руководить «перспективной фирмой», решая все проблемы напряжением голосовых связок? А ведь перед ним открывались серьезные литературные и музыкальные горизонты. В нем и сейчас еще теплится творческий огонек, не давая окончательно порвать с прошлым. Увы, он выстоял в этой жизни, но так и не смог принять свою судьбу.

Другая жизнь

Главное действующее лицо постановок поэтического театра «ДиаЛит» – слово, поэтический текст. Стихи Анны Поповой современны и злободневны. В спектакле представлены социальная и военная лирика, стихотворения на фантастические, сказочные сюжеты, размышления о памяти (и глобальной, и личной – о дорогих ушедших людях), о месте современников в обществе и во времени, философские и юмористические тексты.
Но вернемся к нашей истории. Аню и Алекса роднит не только студенчество, они оба дети девяностых.

Все зацепило нас, подростков, все – отголоском, но сполна.
Каток безумных 90-х легко проехался по нам…

Но далее их пути-дороги расходятся. В Аниной жизни будут и сказка, и бытовуха с удаленкой, и любимая дочка, и клуб, которым она теперь руководит. Будут и маленькие, но от этого не менее дорогие победы.

У кого-то горящие небеса, фэнтезийно-зрелищный жуткий бой. А у нас – сражения по часам: новые уколы, таблетки, боль…
Нет, не конь-огонь, не вскочи в седло, не лети громить несусветных чуд!
А пешком, по квартире – важней всего… Каждый день мы бьемся – плечом к плечу.

Анины стихи, ее голос, звучащий как набат, пробуждают Алекса, призывая его к другой жизни, мимо которой он так легкомысленно прошел. И лишь телефон Алекса своим навязчивым рефреном «Ой, Леха, Леха, мне без тебя так плохо» постоянно возвращает его к реальности.
Он мог бы пойти другим путем, возможно, даже рука об руку с той, чей жизненный «успех» измеряется совсем по другой шкале ценностей. Творческий дух Ани не сломить, она слишком хорошо знает цену, которую приходится платить за дар творения, за труд в поте лица, за возможность быть свободной хотя бы в своем воображаемом поэтическом мире.

Я была размазня, до противного мирная,
незаметная, пресная.
А теперь я – струна, которая резонирует
на чужую агрессию.

 Вместо «умиротвори» слышится просто «умри».
Вместо «с тобой, да» слышится «свобода» –
одинокая, неприкаянная свобода…

Вот она какая. А он проморгал, не разглядел в ней ту, ради которой отложил сегодня все свои дела. Лишь бы поговорить по душам, лишь бы она не уходила больше из его жизни.

В спутниках, в ритмах, в сигналах раций
Муку свою терпя,
Солнцем безумным хочу взорваться:
Как же я без тебя?!
Скальным, бесчувственным, мертвым блоком
Плыть миллионы верст,
Пусть я не стану – немым обломком
Перегоревших звезд!..

Открытый финал этой истории предлагает зрителям поразмышлять над увиденным и услышанным, сделать свои выводы о дальнейшей судьбе героев.