«Нам бы плыть и плыть по реке…»

2022-04-16

Автор: Наталья Смоголь

Захочешь сказать о грустном ли, о веселом, все равно подумаешь о времени: его торопят, когда ждут, и хотят остановить, когда счастливы, с ним связаны понятия своевременности и безвременья, оно дороже золота и мерило опыта. Оно не воспринимается органами чувств, но на нем держится все мироздание – вот почему люди творческие относятся к нему с неослабевающим вниманием, что было свойственно и нашему земляку, орловскому поэту Вадиму Еремину, день памяти которого приходится на 18 апреля.



Вадим Геннадьевич был удивительно жизнелюбивым человеком. Думаю, со мной согласятся в этом все, его знавшие, что ни в коем случае не отменяло его строгости к себе и другим в любой сфере жизнедеятельности. Его стихотворения, ироничные и драматичные, детские и написанные для взрослой аудитории, всегда лаконичны – он берег время своего читателя, уважал его и ценил слово как материал для творчества.
В эти дни, когда затяжная зима превращается в воспоминание, а весна берется за дело засучив рукава, на ум приходят те произведения поэта, в которых он очень тонко, изящно, по-своему говорил о временах года, несмотря на огромное наследие предшественников. В каждом сезоне он видел такую уникальность, что оставалось только удивляться его наблюдательности и философскому мировосприятию. Даже названия лирических монологов из последней книги «В течение дня» (2012 г.) отражают интерес к этой теме: «Лес ноябрьский», «Осенью», «Послевоенная осень», «Воспоминание об осени», «Зима», «Пора осенних кроссов», «Осень», «Январский пейзаж», «Весеннее», «Весна», «Весенняя зарисовка», «Летний пейзаж», «Августовское», «Прощание с летом», «Конец октября», «Ранневесеннее», «Осенняя аллея», «Очередная осень», «Воспоминание об июне», «Июльская ночь».
Но, может быть, еще более сложно, ответственно и необходимо говорить на эту тему с детьми, однако делать это без нудной назидательности или нелепой вторичности, а честно, искренне и оригинально, что у Вадима Еремина замечательно получалось.
Олицетворение в «Прощании с летом» превращает осень в озорную девчонку:
Скачет осень по полям,
Все еще зеленым:
Кто не верит тополям?
Кто не верит кленам?

Отпустила ветерок
Возле нашей школы
И ввалилась на урок,
Обрывая шторы.

«Зима» «перекидывает» мостик и к Н.А. Некрасову, и к А.К. Саврасову:
Теперь в лесу румяны зори,
А наст пружинист и скрипуч.
И Дед Мороз стоит в дозоре,
Перекрывая солнца луч.

Дрожат от холода ограды,
Промерз до донышка ручей.
И все-таки зиме мы рады,
Как возвращению грачей.

Легкой грустью пронизано стихотворение «Осень»:
Сегодня в средней полосе
Стоит безветренный денек.
Тропинка вьется по росе,
И путь до школы недалек.

Сегодня ярко-желтый клен
На время солнце заменил.
А я сегодня видел сон
Про птиц, летящих через Нил.

Понять «Лето» сможет каждый, у кого было настоящее детство:
У нашей Аленки
Коленки в зеленке,
И локти в зеленке
У нашей Аленки.
А лоб у Володи
В зеленке и в йоде.

И уж совсем уморительна гипербола, связанная со временами года, в миниатюре «Философ»:
За окном передо мною
Осень сделалась весною.
Я сижу исследую,
Это я Обедаю.

В эти дни народный театр ОГУ им. И.С. Тургенева «Ювента» готовит небольшой фильм о поэте. И это тоже дань памяти, связь с ним через его творчество.