«Наш земляк Вадим Еремин»

2020-02-02

Автор: Наталья Смоголь

Начался Год памяти и славы, год 75-летия Победы, когда военные события станут темой множества встреч, бесед, культурных проектов. Но есть люди, которым память о войне не нужно «освежать», потому что она стала частью их жизни. 15 января сотрудники библиотечно-информационного центра имени Вадима Геннадьевича Еремина традиционно пригласили своих читателей на поэтический вечер, который проходил под названием «Наш земляк Вадим Еремин» и на этот раз был посвящен военной лирике поэта.



О таких людях, как Вадим Еремин, говорят «дети войны». И действительно, на их долю выпали такие заботы и тяготы, о которых другие поколения, к счастью, и не слышали: голод, разруха, нищий быт, постоянная угроза болезни или даже смерти, раннее взросление, обусловленное непрерывным трудом и постоянной ответственностью перед семьей, а иногда и перед страной. Но именно это поколение оказалось необычайно богато талантами, людьми энциклопедических знаний, широчайшего кругозора, пытливости и жажды творческой самореализации. Именно они стали ведущими представителями разных культурных областей, поскольку могли ценить красоту, особенно остро чувствовать зыбкую грань между миром и войной, жизнью и смертью.
В творчестве Вадима Еремина, как и у любого другого поэта, много автобиографического, когда читатель может соотнести художественный текст с судьбой автора. Как, например, в стихотворении «Воспоминание»:

Я – маленький,
И вы такими были.
Я – маменькин,
А папеньку убили…

Поэт воссоздает в этих коротких наивных строках психологию ребенка, принимающего и себя, и свою семью, и трагедию смерти как данность; а вот читатель, как бы разворачивая смысл этих лаконичных фраз, начинает понимать, как сложна была послевоенная жизнь наших соотечественников: женщин, оставшихся вдовами, с детьми на руках, с задачей восстановления разрушенного войной хозяйства, со страхом перед новыми политическими катаклизмами; детей, вынужденных и учиться, и работать, и заменять в быту взрослых, не теряя при этом чувства собственного достоинства. Это хорошо видно в стихотворении «Послевоенная зима»:

Морозяка – будь здоров,
Не спасает капор.
Я вношу охапку дров,
Грохаю их на пол.

Налущил пяток лучин –
На сегодня хватит.
В доме двое нас – мужчин:
Я и младший братик…

Настоящий поэт не может делать свою жизнь единственным источником творчества, в нем обязательно находят отражение художественный вымысел, обобщение, типизация.

Опять копаю огород,
Опять земля – сплошная глина.
Отец, поди, уже берет
Один из секторов Берлина.

Издалека кричит мне мать,
Что криво ставится лопата.
Копаю огород опять,
Готов трудиться до заката.

Ладони стертые горят,
Но стыдно хныкать при соседе.
И приближает каждый ряд
Меня к заслуженной победе.
(«Огород»)

Независимо от возраста День Победы оказывается главным событием в судьбе нескольких поколений, и оно может отражаться в реалистическом ключе в свете детской психологии, а может носить черты сюрреализма, содержать элементы ретроспекции.

Стали добрыми слухи
И веселым оркестр,
На виду у разрухи
Все ликует окрест.
Я бегу меж домами,
Город виден насквозь.
Мне сейчас не до мамы,
Не до маминых слез.
Светит первая зелень,
Семенят облака.
Я и молод, и зелен,
И война далека.
(«9 Мая 1945 года»)

Отдельного разговора заслуживает философское осмысление последствий войны. В стихотворениях, посвященных этой теме, могут встречаться обобщенные образы, например, абстрактные, но всеми узнаваемые мужчина и женщина из стихотворения «Послевоенная осень»:

Осень. Победа. Россия.
Маленький дом за углом.
Женщина свет погасила;
Ожил небесный пролом.

Тянет теплом из овина.
Звуки плывут по реке.
Женщине снится мужчина,
Словно огонь вдалеке.

Вот он шагает по свету,
Тощий мешок за спиной.
Пальцы бегут по кисету
Так же, как перед войной.

Нету пока ему места,
Пуст на груди медальон.
Домик. Россия. Невеста.
Мирных забот миллион.

В произведении Еремина может появиться трудовой человек, которому война внушила некую «пожизненную вину», сформировав мировоззрение:

Человек, воспитанный войной,
Задержался возле проходной.

Изучает кашку и вьюнок.
Для него я все еще сынок.

В небе реактивный самолет
Песенку победную поет.

Вслед глядит с пожизненной виной
Человек, воспитанный войной.
(«Человек, воспитанный войной…»)

Еще более драматичной оказывается ситуация, когда герой выстрадал Победу, а теперь вынужден мучительно преодолевать бытовые трудности, влачить нищенскую жизнь, лишь формально числясь героем-освободителем. Его жизнь разделилась на до и после Победы, подтверждение чему мы находим в стихотворении «Шофер»:

Не взяли на передовую –
И староват, и глуховат.
Возил обслугу полковую,
Не замечая канонад.

Вернулся вслед за днем Победы
Подтянутый, как строевик.
Прервав расспросы и беседы,
Опять забрался в грузовик.

Минуя рытвины и кочки,
Сновал всю жизнь туда-сюда…
Теперь за пенсией у почты
Стоит, бодрясь не без труда.

Подолгу пропадает в сквере,
Уйдя в прошедшие года…
Алеет ярко возле двери
Пятиконечная звезда.
(«Шофер»)

У Вадима Еремина реальная трагедия часто раскрывается как бы исподволь: через детали, прием метонимии, неожиданные ракурсы поэтического взгляда. Символом былых боев, побед и судеб могут стать, например, медали и ордена:

Груз медалей был тяжел.
Человек давно ушел,
А они вовсю сверкали,
Ордена или медали?
Разбирай теперь их пол!

Груз медалей был велик.
Человек шагал упруго,
А когда спросили друга,
Тот в смущении поник.

Груз медалей был изъят
В экспозицию музея.
Не спеши, на них глазея,
Признавать, что виноват.

Груз медалей был тяжел.
Человек опять пришел,
А они вовсю сверкали,
Чтобы дети после школ
Глаз с медалей не спускали.
(«Груз медалей был тяжел»)

Даже этот очень краткий обзор позволяет говорить, что военная тема в лирике Вадима Еремина занимает очень важное место, отражая время военное и послевоенное, события на фронте и в тылу, биографию поэта и судьбу нескольких поколений, при этом подача материала может варьироваться от сугубо простой до метафорически изысканной, что, безусловно, говорит о таланте нашего земляка, его особом стиле и масштабном взгляде на прошлое, настоящее и будущее. Встреча в центре его имени, где тоже собралось несколько поколений, стала еще и празднованием 79-летия поэта, который остался с нами всем своим творчеством, нашей доброй памятью о нем.