Наследие Франции

2021-05-07

Автор: Ирина Крахмалева, фото Оксаны Полуничевой

В лектории музея И.С. Тургенева демонстрируется выставка «Живое наследие Франции. Французские гобелены в России». Допускаем, что без пояснений куратора Ирины Алексиной для посетителей эта экспозиция может показаться «молчащей». Приведем ключевые моменты из апрельской презентации и лекции по шпалерам.



Известная мануфактура

Шпалера – это односторонний безворсовый ковер, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей, выполненный по сюжету или орнаменту известного художника. В основе любой шпалеры – картон или эскиз живописца. Далее он уже масштабируется в самостоятельное сотканное произведение. Истоки же ткацкого искусства уходят еще в Античность.
Само имя нарицательное «гобелен» вошло в оборот благодаря фамилии фламандских красильщиков шерсти и ткачей. После того как мануфактура стала королевской, она производила декоративные ковры только для нужд короля: для замков и в качестве посольских подарков. Людовик XIV подарил одну из шпалер в Коломенский дворец царю Алексею Михайловичу. Сегодня в Коломенском можно также увидеть шпалеру, но уже образца XIX века.
«Жюль Пансю» (Jules Pansu) – первая мануфактура, которая начала ткать гобелены на заказ на станках с конца XIX века. В настоящее время в арсенале мануфактуры имеется 17 станков, и всей работой управляет французская семья потомков Пансю.
«В 2012 году мануфактура «Жюль Пансю» была награждена одним из самых почетных знаков Франции – «Живое наследие Франции». Недаром так наша выставка называется. И два ткача в Елисейском дворце были награждены знаками «Лучший мастер Франции» – это говорит об очень высоком художественном уровне. Современная мода не обходит стороной наши шпалеры. В последней женской летней коллекции Диора – «Тысяча цветов» – истоки взяты из Средневековья», – с такими словами Ирина Алексина, искусствовед, историк быта, декоратор, обратилась к гостям на открытии выставки в Орле. На презентации побывал и представитель мануфактуры «Жюль Пансю» в России Алексей Зотов.

 

В интерьерах музея

Музейщики указали, что выставка как событие продолжает многолетнюю традицию сотрудничества орловского музея с учреждениями культуры Франции и прежде всего с Европейским музеем И.С. Тургенева в Буживале, а также посвящена 200-летию со дня рождения друга И.С. Тургенева – Гюстава Флобера.
Уильям Моррис считал гобелен самым совершенным видом декоративно-прикладного искусства. Разумеется, и до сих пор гобелены можно вписать в богатое и искусно убранное жилище.
В Орел доставлены гобелены классической тематики (большие работы перевозятся рулонами), где в составе 70% шерсти и 30% хлопка, а также три гобелена из чистого хлопка, но с очень детализированной проработкой. Кроме того, на показ выставили подушки по более современным картинам, гобелен в технике «сепия» и каталог работ.
Материалы французской коллекции гобеленов на выставке в Орле дополнены предметами быта XVIII – начала XIX веков, а также редкими изданиями из фондов литературного музея И.С. Тургенева. Среди прочих – изданием исследования друга нашего великого земляка Луи Виардо «Музеи Европы», подаренным Тургеневу самим автором.

Деятели искусства и гобелены

Тургенев прекрасно знал историю Франции, ее язык, перевел блестяще легенду о Юлиане Милостивом. Он был увлечен эпохой Людовика XIV, «короля-солнца», переводил сказки Шарля Пьеро, творившего в то время. И, конечно, ему была известна история расцвета искусства гобелена.
«Иван Сергеевич был и знаток, и ценитель, и собиратель, и коллекционер произведений европейского искусства, в первую очередь, конечно, французского. Любовь к прекрасному сопровождала его всю жизнь, а какие великие люди были вокруг него: Проспер Мериме, Гюстав Флобер, Жорж Санд, Ги де Мопассан и многие другие известнейшие деятели французской литературы, культуры и искусства.
В Европе гобелены появились с первыми крестовыми походами, но в Средневековье их изготовление стало уже экономической отраслью. Благодаря фламандским ткачам мы имеем такую жемчужину, как шпалеру «Дама с единорогами» (1480–1490). К обнаружению и сохранению этой серии приложили большие усилия Жорж Санд и Проспер Мериме: 40 лет понадобилось для завершения работ по приобретению этих гобеленов государством, чтобы они стали украшением музея Клюни в Париже. А какие художники работали для шпалер!
Вообще, по шпалерам можно изучать историю искусства: Средневековье, барокко, рококо, неоклассицизм, модерн, современное искусство… И Рафаэль работал – по его картонам вытканы десять гобеленов на первом этаже Сикстинской капеллы. И да Винчи – мало кто знает, но он сделал картон своей знаменитой фрески «Тайная вечеря», которая находится в Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, но сама шпалера находится в пинакотеке музея Ватикана, в зале Микеланджело. Художники Рубенс, Фрагонар, Пикассо, Кандинский, Дали и многие другие работали вместе со шпалерными мануфактурами. И современные работают. Например, Ара Старк – с мануфактурой «Жюль Пансю», – рассказала Ирина Алексина.


Справка «ОВ»

Гобелены демонстрируются в лектории музея И.С. Тургенева
(ул. Тургенева, д. 11, тел. 76-15-74) по 19 мая (для аудитории 6+).