Научить мыслить творчески

2023-05-25

Автор: Наталья Синицына, фото из архива Т. Шалаевой

Татьяна Шалаева – педагог декоративно-прикладного искусства. Более десяти лет она учит детей (да и взрослых) творить из глины, стекла, гипса, картона… Корреспондент «ОВ» побеседовал с орловчанкой о пользе прикладных занятий, расспросил, как можно совместить творчество и учебу в школе, и узнал, какие навыки и в каком возрасте стоит развивать.



Из самоучек в преподаватели

– Татьяна, расскажите о своем пути в художники.
– Я родом из небольшого поселка в Казахстане, естественно, там не было никаких студий. Я самоучка, действовала по наитию: набирала на речке глину и лепила. В детстве мне постоянно хотелось рисовать, делать поделки.
Когда наша семья переехала в Орел, мама устроила меня в художественную школу. После поступила в худучилище, а потом в ОГУ на художника декоративно-прикладного искусства, окончила педагогическую магистратуру.
– Серьезный путь. Из каких материалов и в каких техниках творите?
– Работаю с керамикой, художественным стеклом, папье-маше, гипсом, да много чего еще. Прежде чем стать преподавателем, освоила множество техник.
– Некоторое время вы работали преподавателем в ОГУ, а потом ушли. Почему? Расскажите о своем опыте.
– Я вела у первого и второго курсов основы композиции, и свою работу в университете любила, но один из минусов существующей системы – огромное количество документов, которые педагоги должны заполнять. К сожалению, мало времени остается на оттачивание преподаваемого материала.
Кроме того, не хватает нетривиального подхода к заданиям. Обучение базируется только на классических, давно разработанных методиках. Но художники не могут стоять на месте, они должны экспериментировать, в творчестве всегда должна быть доля авантюризма. И это не проблема конкретного вуза – скорее, общая тенденция творческого образования в стране.
– И вы решили уйти из ОГУ и начать работать с детьми…
– Да, преподавая в вузе, я поняла, что работать со студентами зачастую бывает уже поздно. Развивать нетривиальное мышление нужно раньше, в детском возрасте – чтобы обучающиеся были не просто хорошими исполнителями, а созидателями, чтобы подмечали проблемы, предлагали решения.

Синтез искусства и учебы

– И в каком возрасте, по-вашему, детей нужно приобщать к творческим занятиям?
– Я считаю самым оптимальным делением по возрасту на группы 4–6 лет, 7–9 лет и 10–14 лет. Так, ребенка можно смело отдавать в творческие секции с четырех лет. Это самый благодатный возраст для обучения – у маленьких деток еще преобладает иррациональное восприятие мира. Они не боятся творить, не страшатся ошибок.
К сожалению, я часто сталкиваюсь с тем, что обучение в школе отбивает охоту к творчеству. Ребенок начинает бояться сделать что-то не так, получить неудовлетворительную оценку. Ситуация становится абсурдной.
– Занятия не мешают детям осваивать школьную программу?
– Скорее, наоборот, увлечение декоративно-прикладным искусством может помочь ребенку в освоении учебной программы. Можно построить параллели между творчеством, работой руками и изучением теории. Так, мы с воспитанниками делали проект «Чтобы помнили» о Великой Отечественной войне. Каждый находил тему, которая волновала его больше всего, изучал ее, продумывал, что он хотел бы показать, и в итоге отразил ее визуально. Теория совмещалась с практикой, наука – с творчеством.
Так же можно поступить с любым школьным предметом. Например, с ребятами постарше мы строили макет автономной колонии на Марсе и его орбите. Сначала изучали физику, астрологию и химию – чтобы понять, что нужно человеку для выживания вне нашей планеты. Дети перелопатили учебники, задавали вопросы школьным преподавателям, их так зацепила эта тема! А итогом стали макеты, при изготовлении которых применялись и школьные знания, и художественные навыки ДПИ. Такой союз дает ребенку больше, чем обычная лекция.

Задание на лето

– Летом, в свободное от учебы время чем стоит занять детей?
– Ребятам с четырех лет важно развивать мелкую моторику. Из элементарных упражнений – писать поочередно то левой, то правой рукой, и не только слева направо, но и наоборот. Это развивает восприятие да и другие навыки. Ко мне приходили детки, которые и в девятилетнем возрасте не умели, например, обращаться с ножницами. Здесь важна практика.
Шестилеткам нужно прививать уверенность в себе и своих способностях, чтобы дети не боялись ошибок и воспринимали их как часть учебного процесса. Творчество – это понятие без границ. В этом возрасте они должны учиться проявлять себя.
– Что предложить детям семи-, десяти лет?
– В этом возрасте можно пробовать разные материалы – глину, стекло. Также можно изучать основы объемно-пространственной композиции, строить планы, учить визуализировать. Мы, например, делали домик на дереве. А перед этим изучали крепление конструкций, что такое сваи и т.д. И, опять же, подключали географию, историю. Итогом стали маленькие жилища, дети были счастливы.

Менять мир к лучшему

– А что делать с теми, кто постарше? Вообще, подростки интересуются творческими секциями? Есть особенности работы с молодежью?
– После 12–13 лет в студии приходят, как правило, те, кто планирует поступать в творческий вуз. Остальным некогда – они готовятся к ГИА, ЕГЭ.
Здесь хочу предостеречь родителей. Многие подростки занимают свое время занятиями до упора: у них и подготовка к экзаменам, и творческие студии, на посещении которых иногда настаивает семья. А детям важно отдыхать и иметь свободное время. Вернуться к хобби подросток сможет и в институте. Не нужно взваливать на его плечи непосильную ношу.
Я за подход к обучению детей как общению со взрослым. Для ребят нужно оставаться авторитетом, но не «забивать» собой, своими знаниями и умениями ребенка. Да, золотую середину сложно нащупать, в этом и заключается педагогический талант.
– Что дает вам работа с детьми? Что вы хотите вложить в них?
– Хочется взращивать в детях активную социальную позицию, патриотизм, чтобы они изначально знали, что от них многое зависит, в том числе и сделать окружающий мир лучше. Чтобы ребята смотрели на свой город, страну, да и на весь мир, искали, что нужно изменить, и думали, как это сделать. Творчество – это инструмент, оно есть везде. Главное – уметь так мыслить.