Назад в СССР?

2018-05-28

Автор: Наталья Балакирева

Не так давно в Госдуму внесли проект закона об обязательном распределении выпускников бюджетных отделений высших учебных заведений. Станет ли это новшество возвращением к старым советским практикам, при которых бывших студентов могли на абсолютно законных основаниях отправить отрабатывать свое обучение туда, куда Макар телят не гонял, или начинание, в случае его принятия российским парламентом, будет носить сугубо декларативный характер, разбирался «ОВ».



О чем речь
Автором законопроекта выступил депутат «Единой России» от Санкт-Петербурга Сергей Вострецов. Из текста документа следует, что гражданин, который поступил на обучение в вуз за счет бюджетных средств, после его окончания должен «проработать по своему образованию и квалификации в государственном учреждении», не менее 50 процентов в уставной доле которого должно принадлежать Российской Федерации. Количество лет, которое выпускник обязан после своей учебы отслужить в госкомпании, должно равняться длительности обучения в вузе: четыре года для обучавшихся по программам бакалавриата, пять лет для тех, кто учился по программам специалитета, и не менее шести лет, если обучение проходило по программам магистратуры.
В случае если выпускник вуза отказывается работать в госкомпании по полученной специальности, его обязуют возместить в полном объеме расходы федерального бюджета на его обучение…

Опять принудиловка?
При чтении подобных строк мне сразу же вспоминаются совсем неутешительные истории из жизни большинства распределяемых в нашем советском прошлом. Не секрет, что они нередко сбегали, не выдержав нагрузок, не самых лучших условий проживания, а также отсутствия финансовой мотивации. Значит ли это, что принятие нового закона автоматически перенесет нас обратно в советское время, по которому сейчас многие ностальгируют? Отнюдь. Тогда что толкает депутатов на внесение подобных инициатив? «ОВ» задал этот вопрос директору центра международного позиционирования и конкурентоспособности ОГУ им. И.С. Тургенева Татьяне Ступиной.
– Согласно демографическим прогнозам, Россия в ближайшие пять лет столкнется с резким сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, – констатирует Татьяна Алексеевна. – В этих условиях встает вопрос о необходимости мобилизации всех имеющихся ресурсов для смягчения проблемы нехватки трудовых ресурсов.

Объект эксперимента
Не иначе как объектом двадцатипятилетнего эксперимента именует доктор политических наук Дмитрий Нечаев систему российского образования, но, тем не менее, относится к очередной попытке принять закон о распределении положительно.
– Надо постепенно приучать себя к мысли, что мы рано или поздно возвратимся к тому, что давало результат, подчеркивало позитив в системе образования… Происходит возобновление самых лучших практик, в том числе и советских, – говорит Нечаев. – Я полагаю, что основная цель этих нововведений состоит в возврате госсредств, затраченных на обучение студентов. Это абсолютно правильно, в частности, для такой отрасли, как здравоохранение. Даже в самых успешных областях ЦФО, таких как Белгородский регион, главы муниципальных районов приезжают в областной центр и пытаются договориться с выпускниками медицинских вузов о том, чтобы после учебы они приезжали к ним работать.
При этом эксперт делает акцент на том, что система распределения в случае принятия такого закона должна вводиться постепенно:
– Сначала будет зондаж настроений. Если общество и экспертное сообщество положительно отзовутся об этой инициативе, то в дальнейшем будут приниматься некие более целенаправленные и углубленные меры по поводу распределения.

Социалистическими методами
Положа руку на сердце, призыв вернуться к обязательному трудоустройству, которое практиковалось при советской власти, – утопия. А полный государственный патернализм, при котором было все усреднено и не требовалось доказывать свою эффективность, повышать ее, вообще сродни абсурду.
– Предприятие может установить минимальную оплату, плохие условия труда, выпускник обязан с этим согласиться. При этом он может обладать минимумом знаний, и его все равно примут. Вузы могут учить «плохо», а их выпускники, тем не менее, будут востребованы. Таким образом, приняв закон, мы будем поддерживать неэффективные производства, средненькие вузы и нерадивых студентов, – говорит Татьяна Ступина.
И еще парадокс. В советские времена система распределения исходила из недостатка выпускников с высшим образованием, в наше время же ее хотят вернуть по причине их избытка. Но в этом избыточном предложении качество образования, как правило, хромает на обе ноги. Да и к тому же государство тратит деньги на обучение по сути не нужных ему специалистов.
Так, приводит слова ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова информационно-аналитический журнал «Политобразование», потребность в экономистах на сегодняшний день составляет 150 тысяч человек, однако каждый год вузы «поставляют» 300–400 тысяч, но из них только 30 тысяч выпускников имеют необходимые профессиональные навыки (не говоря уже о знаниях).
Дмитрий Нечаев уверен, что законопроект как раз и направлен на то, чтобы сбалансировать систему образования таким образом, чтобы вузы выпускали тех, кто наиболее необходим экономике и социальной сфере страны:
– Мне думается, что здесь будет своего рода регулировка на уровне государственных заданий для многих вузов.
Татьяна Ступина также склонна считать, что основная проблема российского образования состоит в разбалансированности рынка труда и системы подготовки кадров, но свой основной акцент делает на другом.
– Сейчас сторонники распределения ставят в пример силовые ведомства, где существует система заказа. Но, на мой взгляд, это не совсем корректно. Все учреждения этого профиля – казенные предприятия, а государственные – бюджетные (органы власти, госкомпании и госкорпорации, ГУПы, МУПы и так далее), и в этом кроется очень много различий… Сегодня даже мягкие меры планирования, такие как определение контрольных цифр приема абитуриентов на бюджетные места, сталкиваются с целым рядом проблем: рынок меняется слишком быстро, предприятия создаются и закрываются, возникают новые профессии и «умирают» старые, – поясняет эксперт.

Цифры неутешительны
Существует и такая сложность: поскольку государство при действующей Конституции не может обязать частные компании принимать на работу выпускников в рамках предлагаемой модели распределения, вся нагрузка ложится исключительно на госструктуры.
– Но госсектор уже настолько монополизирован, что введение еще и ограничения поступления на госслужбу или в ту или иную госкомпанию окончательно оформит закрытую касту чиновников в широком смысле, – утверждает Ступина. – Что же касается частников, то они не торопятся вступать в такие отношения с молодыми специалистами. У них есть действенный инструмент – высокая заработная плата и хорошие условия труда. Эти факторы способствуют получению лучших выпускников вузов без всякого распределения.
В принципе, в России уже существует целевая контрактная подготовка студентов, и инициаторам нового закона Татьяна Ступина советует плотнее изучить ситуацию с ее реализацией:
– Цифры неутешительные: половина выпускников не приезжает по месту назначения по разным, в том числе финансовым причинам. Если мы хотим, чтобы в отдаленные районы ехали выпускники медицинских и педагогических вузов, то давайте им реально повысим заработную плату.

«Глюконосная инициатива»
Кроме того, принятие закона повлечет за собой неизбежное внесение изменений в законодательство всех уровней: начиная с Конституции и Трудового кодекса и заканчивая Законом об образовании и многое другое. Невозможно совместить рыночные законы в области трудовых отношений с нерыночными. Обязательное распределение будет означать посягательство на свободу личности, что наверняка приведет к судебным разбирательствам.
– На сегодня, мне кажется, это мертворожденный закон, – подводит неутешительный итог Татьяна Ступина.
С ней солидарен Соломон Гинзбург, руководитель фонда социально-экономических и политических исследований «Региональная стратегия»:
– У таких правил есть перспективы только в условиях планово-распределительной системы. В условиях рыночной экономики такие проекты напоминают ожидание замерзания воды при температуре плюс тридцать по Цельсию. Можно, конечно, принять и такой закон (в чем сомневаюсь). Но никаких шансов на его исполнение в условиях лабильности кадров, их постоянного перемещения в современной России нет. Так что издание «работа по распределению – два», как это было при советской власти, уверен, не состоится. Это даже не популистская, а глюконосная инициатива.


Справка «ОВ»

В 2013 году в Госдуму уже вносили законопроект о распределении выпускников вузов за авторством зампредседателя нижней палаты и первого заместителя фракции «Единой России» Андрея Исаева. Тогда с критикой инициативы выступила замглавы правительства Ольга Голодец. О результатах рассмотрения документа в дальнейшем не сообщалось.