Не хлам, а сокровища

2023-05-25

Автор: Ксения Азаренкова, фото героев материала

Все большую популярность в России набирает осознанное потребление и забота об экологии. Шопоголизм сегодня уже немоден, наоборот, россияне стали стремиться к минимализму в одежде, предпочитая количеству качество. Как избавиться от ставших ненужными вам вещей, да еще и с пользой для кошелька, выяснял корреспондент «ОВ».



Старая добрая комиссионка

Передо мной непростая миссия – найти способы избавиться от одежды, которую я больше не буду носить. Конечно, можно отдать ее на благотворительность – в Орле есть куча мест для этого. Но я задумала усложнить задачу – вещи должны быть пристроены с пользой для кошелька.
Начать я решила с комиссионок. В интернете удалось найти несколько адресов в Орле. Отправившись по первому, наблюдаю такую картину: покупательница примеряет одежду, пытаясь чуть ли не вдвое сбить цену на понравившуюся кофточку из Индии. Продавец соглашается уменьшить стоимость вещи на 20 процентов или предлагает дождаться уценки. К слову, за джинсы, блузу и водолазку женщина отдала 1400 рублей (цена просто фантастическая в сегодняшних реалиях). А за кофточкой договаривается зайти следующий раз.
Разговорившись с хозяйкой комиссионки, узнаю, что ее магазин существует уже три года: «Принимаю только женскую одежду и аксессуары. Все вещи должны быть чистые, без пятен, катышков и каких-либо дефектов. Срок реализации товара – 60 календарных дней, затем нераспроданные вещи, если продавец не вернулся за ними, передаю нуждающимся».
Кто же приносит на реализацию и покупает такую одежду? Оказывается, свой товар предлагают комиссионке ликвидирующиеся небольшие магазинчики, швеи и орловчанки, решившие избавиться от излишков платяных шкафов. А покупательницы – это и девочки-подростки, и женщины молодого и зрелого возраста. Люди охотно берут качественные европейские бренды, пусть и не новые.
Конечно, владелец одежды, сдав вещи в комиссионку, после их реализации получает только часть стоимости. Но иногда и это неплохо. Уж лучше, чем они будут занимать место в шкафу.

Вещевой канал

Я же, чтобы избежать выплаты комиссионных, решила воспользоваться достижениями XXI века и предложить нужную мне одежду за символическую стоимость… в соцсетях. К моему удивлению, некоторые вещи были раскуплены в течение суток. Популярностью пользовался трикотаж (костюмы, свитера, платья) стоимостью от 400 рублей до тысячи и одежда ушедших брендов.
Моя знакомая Альбина К. пошла еще дальше. Свои вещи она решила пристроить «в добрые руки», создав для этого телеграм-канал: «Раньше я никогда не занималась продажей одежды. Когда-то пыталась отдать нуждающимся в церковь, но там принимали только «с бирками». Пробовала использовать и российский интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, где удалось «пристроить» лишь некоторые самые недорогие предметы одежды. Тогда я создала для ненужных вещей отдельную интернет-площадку. На нее сразу подписалось 20–30 человек, стали поступать вопросы о стоимости выставленных товаров, активно шло бронирование понравившихся позиций».
Альбина призналась, что иногда и сама покупает одежду «с рук» и не считает это чем-то предосудительным: «Я за экологичность. Особенно если мы можем таким способом замедлить быструю моду и внести свой вклад в бережное отношение к природе».

Устроить своп

Из-за отсутствия свободного места в шкафу долгое время не могла обновить гардероб другая орловчанка – Анна. «Спасла» ситуацию идея устроить закрытую своп-вечеринку – неформальную встречу с целью обмена вещами. Затея не новая – свопы распространены за границей, где люди приносят на обмен не только одежду и обувь, но и мебель, посуду, технику и т.д.
«На мою вечеринку пришло 15 человек. У всех были разные цели: одни – чтобы обменять надоевшие вещи, другие – просто отдать ненужное, «проредить свой гардероб», а третьи, наоборот, его пополнить. Одежда, которая не обрела новых хозяев, была отправлена нуждающимся», – рассказала Анна.
По словам девушки, некоторые ее знакомые побоялись участвовать в своп-вечеринке, так как постеснялись принести неновую одежду, «без бирки» или им было нечего предложить в обмен. Анна считает, что орловчанки не пришли зря, ведь они могли просто взять понравившуюся вещь. Своп – это мероприятие, не требующее обязательно отдавать что-то взамен.

Распродажа в гараже

Вдохновилась заграничным опытом и орловчанка Алина Р. – летом прошлого года она с подругами провела гаражную распродажу. Изначально формат мероприятия планировался камерным, но реклама предстоящего события в соцсетях позволила расширить аудиторию до 20 человек.
«Для уюта мы развесили в гараже гирлянды и постеры, расстелили ковер, расставили цветы в горшках, подготовили зону для приветствия гостей – с графинами лимонада и цветными стаканчиками, включили музыку. На одежду прикрепили яркие ценники в стиле афиши, которую мы сами же и разработали. Закупили пакеты, чтобы можно было упаковать купленные вещи. Позаботились и о примерочной», – рассказывает Алина.
Каждая из участниц гаражной распродажи принесла свои постиранные и выглаженные вещи. Кроме одежды можно было приобрести аксессуары, игрушки и предметы декора… Правда, продать все девушкам не удалось, но такой цели, по их словам, они и не ставили. Главным было проведение самого мероприятия.

Ненужную одежду совсем не обязательно выбрасывать на помойку. Если вещи в хорошем состоянии, их можно продать на интернет-площадках, пристроить на своп-вечеринках или гаражных распродажах, отнести на барахолку или в комиссионные магазины. Таким образом можно неплохо подзаработать и помочь природе. Подобный формат «круговорота вещей в природе» становится популярным в России. Жаль, что в Орле этот тренд пока еще мало распространен.


Справка «ОВ»

По данным маркетингового агентства Sidorin Lab, за последний год россияне стали чаще перепродавать одежду и обувь в социальных сетях. Так, в мае 2023-го число таких объявлений выросло в 2,5 раза. Многие связывают это явление с уходом из страны некоторых европейских брендов.