Не от хорошей жизни

2018-10-21

Автор: Алексей Кузьмин

11 октября мэрия Орла собрала в большом зале администрации города наиболее активных представителей территориального общественного самоуправления ТОСов. Речь шла о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Представители МПП ВКХ «Орелводоканал», ООО «Орловский энергосбыт», филиал ПАО «Квадра» – «Орловская генерация», ООО «Газпром межрегионгаз Орел», ООО «Газпром теплоэнерго Орел» убеждали собравшихся в том, как славно станет, если присутствующие организуют в своих домах собрания и собственники заключат прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. То, что ТОСы не имеют никаких полномочий по управлению общим имуществом многоквартирных домов, мало кого смущало.



Долги наши тяжкие
Не от хорошей жизни тема прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями стала популярной. Долги за услуги ЖКХ по стране превысили полтора триллиона рублей и нарастают с каждым днем. На Орловщине ничуть не лучше, чем в других субъектах. Так, лишь в августе этого года, при помощи кредита, удалось разблокировать счета образовательных учреждений Орла. До этого они были арестованы, так как у школ и детских садов накопились долги за воду, электроэнергию, тепло. Главе горадминистрации прокурор объявил предостережение в связи с несвоевременным перечислением средств в муниципальные учреждения для оплаты коммунальных услуг. Впрочем, от этого предостережения главе ни холодно, ни жарко. Зато прокуратура вполне может поставить себе в заслугу, что отреагировала.
Другой пример. В арбитражный суд Орловской области подано заявление о признании банкротом Урицкого МУП «Теплоэнерго» из-за огромных долгов муниципального предприятия за потребленную электроэнергию. Они превысили 9 миллионов рублей, и нет никаких шансов, что предприятие их сумеет погасить.
Год назад просроченная задолженность предприятий ЖКХ и бюджетных учреждений перед ресурсоснабжающими организациями составила 750 миллионов рублей. Текущие данные этого года определить пока сложно – нет полных отчетов по итогам 12 месяцев. Но вряд ли ситуация изменилась к лучшему. Арбитражный суд завален исками поставщиков к бюджетным учреждениям. Зачастую фигурируют суммы свыше одного миллиона рублей. Для школы или детского сада, например, это большие деньги. Бюджетные организации только в виде штрафов и пеней переплатили за коммунальные ресурсы 36 миллионов рублей. Долги граждан не меньше. Суды общей юрисдикции, так же как и арбитражный суд, завалены заявлениями о выдаче судебного приказа и исками к неплательщикам. Служба судебных приставов утопает в исполнительных производствах. Энергетики уже расторгли договор с самым крупным должником – муниципальной управляющей компанией МУП «ЖРЭП (Заказчик)» и перешли на прямые расчеты с жителями многоквартирных домов, которые обслуживает эта УК.
Муниципальное предприятие не стало образцом успешной работы по обслуживанию многоквартирных домов. Как, впрочем, и другие управляющие компании, созданные при участии государства. Вспомним хотя бы «Северную-2». Полное фиаско потерпела попытка создать областную УК, которая показала бы, как надо работать.

Система в кризисе
Сама идея прямых договоров во многом возникла как решение проблемы неплатежей в сфере ЖКХ. Но дьявол, как всегда, в деталях.
Ресурсоснабжающие организации отнюдь не горят желанием предоставлять коммунальные услуги конечным потребителям. Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом. Последние хотят доставить товар до стен дома и получить за него стопроцентную оплату, независимо от того, сколько заплатили конечные потребители. Это естественное поведение коммунального монополиста в рыночных отношениях – максимум прибыли при минимуме затрат.
Давайте обратимся к методическим указаниям по утверждению сбытовой надбавки гарантирующему поставщику. Они утверждены приказом Федеральной службы России по тарифам от 30.10.2012 г. №703-э. Мы увидим, что расходы по сбору платежей с населения уже включены в тариф, что создает весьма комфортные условия для ведения бизнеса: деньги получают ресурсники, а платят за все это жители. Правительство и депутаты обязали управляющие организации нести эти расходы из средств, которые мы с вами тратим на содержание и текущий ремонт домов. Почитайте, если сомневаетесь, пункт 29 постановления правительства №354.
Власть в прямых договорах узрела панацею от бед. Так же как и лицензирование, это очередная частная попытка найти решение гораздо более общей проблемы – правовой разбалансированности вопросов ответственности за состояние многоквартирных домов. Вместо системных мер чиновники пытаются решить отдельные задачи. Это говорит о системном кризисе российского жилищного законодательства.
По логике прямые договоры выгодны ресурсоснабжающим организациям. Статистика дает такие цифры. Сейчас в среднем по России собираемость платежей около 80 процентов, в то время как собственники жилья, конечные потребители оплачивают примерно 90 процентов.
Ресурсники при прямых договорах только выигрывают. Они получают деньги от тех, кто платит. При этом долги, неверные показания приборов учета, воровство с помощью магнитов и других способов снизить показания счетчиков – все это разбрасывается на основании придуманных формул на так называемые общедомовые нужды (ОДН).
Управляющим компаниям прямые договоры «собственник – РСО» тоже более или менее выгодны. Переход на такой способ взаиморасчетов приведет к снижению размера выручки управляющих организаций. При существующей системе отношений платежи за коммунальные ресурсы налоговые службы считают доходом УК. Прямые договоры избавят от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через счета управляющих компаний на счета поставщиков ресурсов. Нужно понимать, что выгоды от этого посредничества для УК нет никакой. Наоборот, они еще и в минусе: ведь собираемость коммунальных платежей не превышает 95 процентов, и это еще в лучшем случае.
В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5 до 30 процентов. Эти деньги они вынуждены «изымать» из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах оплачиваются счета тех, кто сам за коммуналку не рассчитывается. А при больших неплатежах населения УК становится вечным должником ресурсоснабжающей организации. До благоустройства ли тут?

Есть идея?
Прямой выгоды у собственников жилья в прямых договорах нет. Им безразлично, кому платить – в управляющую компанию или ресурсникам. Видимо, это обстоятельство и сделало диалог в мэрии малопродуктивным. Люди понимают: многие нюансы не урегулированы в рамках одного закона. Как в любом нововведении, в системе заключения прямых договоров, конечно же, есть узкие места. Потребителям может показаться неудобным наличие большого числа разных квитанций и счетов. К привычным «платежкам» за услуги управляющей компании, электричество и капремонт прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и газ. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо контактов с бухгалтерией управляющей компании.
До сих пор нет единой формы прямого договора. Минстрой разработал и выставил на своем сайте только проект, причем далеко не самый удачный. Договор предлагают заключить на основании положения Правил №354. Но они еще не адаптированы под прямые договоры, поправки и изменения в них не внесены. Обязательства сторон, границы зон ответственности, порядок расчетов должны быть прописаны в подзаконных актах. Пока это в процессе разработки, когда будет утверждено, не ясно. Абсолютно не понятно, что станет с пресловутыми ОДН.
Собрание в мэрии показало: прямые договоры с ресурсниками – идея в принципе хорошая, хотя о том, что из этого выйдет, до конца не знает никто. Решению проблем препятствует и созданный, в том числе усилиями власти, негативный образ управляющих компаний, который нисколько не способствует укреплению платежной дисциплины. Человек, уверенный, что деньги с него собирает вор, не горит желанием платить вору. Это порождает огромное недоверие к информации, предоставляемой как работниками управляющих компаний, так и представителями ресурсоснабжающих организаций и власти.
В результате настоящей информационной войны, которая на протяжении многих лет велась против тех, кто работает в системе ЖКХ, огромной части населения навязана концепция вражды, что крайне губительно для всей сферы ЖКХ. И до тех пор, пока эта концепция не уйдет в прошлое, любые, даже самые благие намерения власти изменить к лучшему систему жизнеобеспечения будут вызывать у людей сомнение или даже отторжение.