Не только цыплят считают по осени

2022-09-28

Автор: Наталья Смоголь, фото Олеси Суровых

Несмотря на начало театрального сезона, который связан с ожиданием премьер и повторных встреч с полюбившимися спектаклями, некоторые итоги уже получилось подвести. Речь идет о фестивале «Нескучная классика» (12+), проходившем 20–22 сентября в ОГАТ имени И.С. Тургенева и собравшем зрителей-театралов.



Куратором фестиваля стал руководитель «Центра Михаила Чехова» и актерско-режиссерской мастерской на режиссерском факультете ГИТИСа В.Г. Байчер, который провел для желающих мастер-класс «Психологический жест» по методу Михаила Чехова. Но основное действо развернулось 22 сентября, ведь был заявлен не просто фестиваль, а фестиваль самостоятельных работ, представленных на суд зрителя актерами драмтеатра, трое из которых выступили и как режиссеры.
Первым в театральном триптихе стал эскиз по пьесе А.В. Луначарского «Голубой экспресс» в интерпретации Виктора Межевикина и в исполнении Александра Аксиненко и Елизаветы Рыбянцевой. Два афериста встречаются в купе поезда и морочат друг друга вымышленными биографиями с трагическими перипетиями, взаимно надеясь поживиться благодаря доверчивости визави. Авантюрная история, обильно сдобренная музыкой и пластикой, была динамичной и смотрибельной, только заставила слегка волноваться зрителей за безопасность актеров, совершавших почти акробатические этюды на деревянных лавках-трансформерах.
Екатерина Гусарова создала эскиз по психодраме В.Я. Брюсова «Путник», сделав из нее напряженный моноспектакль в исполнении Екатерины Проскуряковой. Дочь лесника Юлия, оставшаяся ночью одна, после долгих сомнений впускает в дом незнакомца, заодно поведав ему трагедию своей жизни: ожидая чуда, она предчувствует незавидный удел всех бедных женщин, ставших жертвами быта и бессмысленного существования. По режиссерскому замыслу, сам гость не появляется на сцене, но его с успехом заменяют тень на стене, пугающий стук, кукла. Вообще образ куклы оказывается в постановке центральным: графиня и цыган, герои прочитанного восемь раз романа, – это и последние игрушки, и символы волнующего созревания для взрослых отношений. Сама рассказчица чувствует себя куклой в руках судьбы, о чем и сообщает немому собеседнику, умирающему в конце монолога. Постановка получилась напряженной, выверенной, игра – страстной, завораживающей, но белый стих, требующий ритмического воспроизведения, терялся за психологическими паузами и форсированным воспроизведением текста.
Победителем фестиваля с правом на постановку целостного спектакля в рамках госзаказа стал эскиз по мотивам таинственной повести И.С. Тургенева «Призраки», в которой режиссером и исполнителем роли повествователя стал Антон Карташев, а метафизическое существо Эллис сыграла Ольга Форопонова. Эту историю трогательной любви в великолепном музыкальном и световом обрамлении, с очень интересными пластическими решениями, с неожиданной символикой зритель в скором времени сможет увидеть сам.