«Не вижу себя без фотографии»

2024-07-19

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива героини публикации

Светлана Тенянко (Михайлова) – орловская фотохудожница. Несмотря на юный возраст, девушка уже успела провести несколько персональных выставок. Светлана берется за серьезные темы, особое внимание уделяет краеведению. Корреспондент «ОВ» побеседовал с орловчанкой о ее наставниках, творческом становлении, художественных предпочтениях и выборе своего пути.



Интерес к искусству с детства

– Светлана, что для тебя фотография?
– Часто задаю себе этот вопрос. Без творчества уже не представляю себя. Это образ жизни, работа, искусство и хобби. То, чем хочется делиться.
– Как давно занимаешься этим видом творчества?
– Фотографией я увлеклась в 13 лет. Это произошло спонтанно, в тот момент я тяготела к живописи, училась в художественной школе… Даже мечтала стать художником, но любовь к фотографии победила. Хотя мне всегда нравилось изобразительное искусство в любых его проявлениях.
Окончила колледж культуры и искусств, имею диплом руководителя любительского творческого коллектива-преподавателя. И поэтому фотография для меня уже не хобби.
– Как она связана с твоей профессией?
– Четыре года я работаю в орловском краеведческом музее, занимаюсь оцифровкой предметов из фонда для государственного каталога. Также снимаю репортажи, организую мероприятия. Вторая моя работа – преподавание в фотокружке.

О свободе выбора

– Фотографу необходимо академическое образование?
– Все зависит от человека. Лишним оно никогда не будет, и любой вуз, колледж или даже разовый мастер-класс будет полезен. Это другой взгляд на твои привычные действия.
Кроме того, академическое обучение дает знакомства с творческими людьми и мастерами-педагогами. И если есть уверенность, что будешь работать или преподавать в этой сфере, без образования не обойтись.
– Почему ты не выбрала такое модное направление в фотографии, как коммерция?
– Как и любой студент на творческом направлении, я искала себя и способы заработать в том числе. Попробовалась на поприще коммерции и уже спустя пару месяцев решила: это не мое. Не потому, что не было клиентов или что-то не получалось. В определенный момент съемки свадеб и персональных фотосессий я поняла: хочу свободно двигаться в том направлении, которое мне нравится.
К сожалению, сейчас сложился определенный стереотип по поводу современной фотографии. Каждая вторая съемка – шаблон, который все стараются повторить. Не скажу, что там совсем не присутствует творчество. Нет, все по-разному работают, но факт того, что ты все равно изо дня в день должен себя, во-первых, рекламировать, а во-вторых, следить за модой и быстротечными трендами, меня не устраивает. Считаю, что фотографированием можно зарабатывать деньги, и не снимая стандартные фотосессии.

Единомышленники и наставники

– Важно ли творческому человеку иметь единомышленников?
– Мне всегда хотелось получить от фотографии именно окружение единомышленников, где все поддерживают творческие начинания, сами интересуются. Именно в таких условиях ты развиваешься как художник.
– Расскажи о своих наставниках. Чему научили, каким видишь их творчество?
– Над серьезными проектами я начала работать, будучи ученицей Леонида Михайловича Тучнина. Например, православное краеведение, итогом которой стала выставка «Дорога к храму». Второй человек, повлиявший на меня, – преподаватель колледжа Людмила Романовна Домарацкая. Она всегда в творчестве, в размышлениях о чем-то необычном и «легком» – в общем, не похожа на остальных.
Мое творчество что-то взяло от этих совершенно разных людей. От Леонида Михайловича – любая выставка, любая работа должна быть организована в одну тему. Я полюбила фотографировать наш город, это передалось от него. А влияние Людмилы Романовны – это больше, наверное, о таком «легком» творчестве, когда можешь побыть наедине с собой. И выставка, которая сейчас проходит в мемориальной мастерской Дышленко, это отражает.
– Фотография тесно переплелась у тебя с краеведением…
– Да, в этом заслуга Леонида Михайловича. Он изначально дал понять, что это искусство может быть глубже, чем считают многие. Из снимков можно сделать что-то важное, что потом останется в истории. Такие фото сдаются в фонды музеев и хранятся долгие годы. Поэтому я стараюсь следовать этому правилу и снимаю исторически значимые улочки.
Недавно увлеклась репортажной съемкой. Второй год снимаю в Троице-Васильевском храме. Жизнь подарила мне знакомство с отцом Евгением, он крестил меня в детстве. И я начала освещать события храма, это важно, о чем говорит и духовник.

Цена творчества

– К чему тяготеешь – к цветной фотографии или черно-белой?
– К последней. Хотя пришла к ней к концу обучения. Начала понимать важность фотографии, где нет цвета. Она более выраженная и контрастная, через нее получается «говорить громко».
– Твое хобби финансово затратно?
– Да, очень. Даже для базового уровня тебе нужен фотоаппарат и пару-тройку объективов – телеобъектив, портретный. Хочется многое попробовать. Понятное дело, что профессионализм не в фотоаппарате, а в человеке. Но иногда хочется, чтобы твоя аппаратура могла что-нибудь еще, работала мощнее.
Значительную часть трат у меня составляет проведение выставок. Нужно распечатать снимки, обрамить их. Это влетает в копеечку. То же самое с участием в конкурсах.
– Во времена пленки был естественный ограничитель – количество кадров на ней. Теперь и на телефон, и на цифровую камеру мы можем сделать столько кадров, сколько нам хочется. Не убивает ли это фотографию как вид искусства?
– Актуальный вопрос. У меня все чаще появляется желание взять пленочный фотоаппарат, но современный ритм жизни отодвигает его на второй план.
Цифровая камера облегчает жизнь, но проблема в том, что сейчас чуть ли не каждый второй считает себя фотографом. Молодежь невольно обесценивает это искусство, видит его только с коммерческой стороны. Это влияет на восприятие снимков. Поэтому я и стараюсь показать фотографию во всей ее красоте и важности.