Не время сбрасывать рога

2022-10-12

Автор: Виталия Румянцева

На прошлой неделе депутаты Госдумы и члены Общественной палаты РФ подняли вопрос сохранения трамваев и троллейбусов. Речь идет о постепенном замещении городского автобусного транспорта электрическим. В качестве лидеров, реализующих эту программу, были названы Санкт-Петербург и Чебоксары. А вот позиция орловских властей, не проявляющих заинтересованность в сохранении электротранспорта, вызвала критику в высоких кругах.



С высокой трибуны

6 октября проблема электротранспорта в областном центре была озвучена Оксаной Евдокимовой, водителем троллейбуса ТТП Орла с трибуны Госдумы. Наша землячка, приглашенная на большие парламентские слушания «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ», пожаловалась, что местной администрацией не финансируется развитие электротранспорта.
«Транспортная инфраструктура изношена на 70 процентов. У нас все троллейбусы ржавые, их нечем ремонтировать. Нет комплектующих: ни баллонов, ни запчастей… Никакой финансовой помощи со стороны города, я имею в виду администрации. Вместо троллейбусов закупаются автобусы. Пожалуйста, помогите Орлу в закупке новых троллейбусов. Я прошу от лица жителей и в том числе водителей…», – обратилась к депутатам Госдумы водитель ТТП.

Ставка на экотранспорт

Председатель ГД Вячеслав Володин поддержал нашу землячку, заявив, что «если мы говорим о развитии городов, нужно делать ставку на экологический транспорт. Это может быть электробус, трамвай, троллейбус. А пока города заполонили маршрутки, которые создают заторы на дорогах. Жалобы на сокращение трамваев и троллейбусов поступали в Госдуму РФ из Волгоградской, Белгородской, Орловской, Астраханской областей». Также Володин посетовал, что «за прошедшие 30 лет количество подвижного состава – трамваев и троллейбусов – уменьшилось почти в два раза».
«Финансирование общественного электротранспорта в регионах следует учесть в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. И в этой ситуации правильно было бы регионам не отмалчиваться и не отсиживаться, а взять на себя решение этого вопроса с федеральной властью. Из-за этого – молчанки – у нас были закрыты многие трамвайные и троллейбусные маршруты, потому что город не справился, а регион стоял в стороне», – отметил Вячеслав Володин.

Упор на экономию

Вслед за Госдумой 10 октября проанализировали инфраструктуру отечественного транспорта и в Общественной палате РФ. Вместе с ее членами «ОВ» заслушал аналитический отчет «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка», который подготовили Strategy Partners, Первая компания транспортной инфраструктуры (ПКТИ) совместно с Российским университетом транспорта и Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ).
Участники собрания отметили, что Россия – самая «троллейбусная» страна и по числу городов (83), и по протяженности линий (9000 км), и по количеству подвижного состава. Во многих городах трамваи и троллейбусы являются основным видом транспорта.
«Не просто сохранение, а постепенное замещение автобусного транспорта городским электрическим позволит достичь снижения расходов на транспортную работу. Так, для городов с населением от 100 тысяч жителей такое замещение позволит сократить суммарные расходы жителей и траты бюджета на 10–20 процентов, на 10–15 процентов – затраты времени, в два-три раза – ущерб от ДТП и на 30–40 процентов – ущерб от загрязнения окружающей среды», – отметили на совещании.
В качестве лидеров по развитию электротранспорта были названы Санкт-Петербург и Чебоксары. А вот позиция орловских властей, не проявляющих заинтересованность в сохранении муниципального электротранспорта, вызвала критику в высоких кругах. Мол, такая позиция «базируется не на обоснованных экономических расчетах, а «на конъюнктурных соображениях, связанных с иррациональными решениями». Скорее всего речь здесь идет о необходимости проверить местных чиновников на предмет сговора с маршрутчиками в ущерб электротранспорту Орла…
Подводя итог совещанию, Илья Зотов, член комиссии ОП РФ, отметил, что «пока вопросов больше, чем ответов». Но «мы будем добиваться того, чтобы органы власти отвечали за свои действия». Если закрывается сеть троллейбусов, «на это должны быть весомые обоснования», а не личная выгода чиновников.


Справка «ОВ»

В октябре в Орел приедут 28 новых автобусов. Контракт с ООО «Русский автобус-Поволжье» на их поставку (стоимостью 480 млн рублей) находится на стадии заключения. Всего планируется закупить не менее 48 автобусов большого класса, на эти цели предусмотрено 823,8 млн рублей.