«Не жду вдохновения»

2024-02-23

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива В. Майчубы

Картины Виты Майчубы сложно спутать с чьими-то еще. Орловская художница выработала уникальный стиль: волшебство и реальность в нем переплетаются, создавая новые миры. В интервью «ОВ» наша землячка рассказала о поисках себя в искусстве, источниках вдохновения и автобиографичности в творчестве.



Между балетом и живописью

– Вита, у вас необычная фамилия… Каково ее происхождение?
– Она имеет украинские корни, дедушка по папиной линии оттуда родом. А мои родители познакомились будучи студентами, когда их семьи приехали в Орел с Урала.
– Вы первый человек в семье, который сделал творчество профессией?
– Нет. Моя мама работает хореографом-балетмейстером. И я, кстати, получила базовое хореографическое образование.
– В какой момент тяга к рисованию заставила вас отойти от балетного станка?
– С детства я рисовала, танцевала, изучала английский. Не знала, какую предпочесть профессию. Выбор был интуитивным. Сейчас считаю его правильным.
Я начала рисовать, как и все дети, в два-три года. Мама, заметив мою тягу, всячески меня поощряла. Осознанное желание заниматься изобразительным искусством пришло, когда мне было лет пять. В семье мои творческие задатки поощрялись. Одно из ярких воспоминаний – подарок, профессиональные акварельные краски, пенал от которых сохранился и служит мне до сих пор.

Об образовании и стиле

– На ваш взгляд, образование обязательно для художника?
– Учиться нужно. Будучи юной, я считала, что главное иметь талант, дар. А теперь уверена, что даже если художник не будет работать в академических техниках, образование необходимо. Я имею в виду знание академического рисунка, академической живописи, истории искусства, как русского, так и зарубежного. Чтобы создать что-то свое, отличное от других, нужно иметь базовые знания, пропустить сквозь себя множество техник и стилей.
Но я не отвергаю мысли о том, что кто-то и без образования может быть интересным художником. Я вообще очень лояльно отношусь к любым проявлениям себя, в том числе в сфере любительского искусства.
– Вам есть что сказать в периоде, в котором вы находитесь, или уже готовы сменить стиль?
– Никогда не планирую какие-то изменения в своем творчестве, они происходят постепенно и неосознанно. Мои работы имеют собственный стиль, и даже если я буду меняться, они его не потеряют.
Был у меня период, когда я рисовала ангелов, но не связанных с религиозными мотивами. Это были больше театральные образы, даже автобиографичные. Потом мне стала интересна другая техника живописи, другие мотивы. Но я не могу сказать, что никогда больше не напишу ангельский образ.

В поисках себя

– Заметила, что в ваших картинах много автопортретов…
– Это не визуальный образ, а эмоции, которые я испытывала в тот или иной момент времени. То есть автобиографичность в отражении внутреннего, а не внешнего. Около десяти лет назад я писала много женских образов без лица. Тогда мне очень нравился Модильяни, и я была под влиянием его прекрасных полотен. Эта безликость говорила о том, что в тот момент я себя только искала, было много сомнений.
– Какие еще художники вас вдохновляют?
– Иван Лубенников, Михаил Врубель. До сих пор нахожусь в легком шоке, когда попадаю в музей и смотрю на картину «Демон». Еще Архип Куинджи, его пейзажи очаровывают. Люблю и орловских художников, но фамилии называть не буду.
– Существует стереотип, что Орел – город классики в живописи, некоторого академизма. Вы своим творчеством его разрушаете.
– Думаю, Орел – город классики не только в живописи. У нас сложно что-то изменить. Это не плохо и не хорошо. Я не против академизма, но люблю и современное искусство, которое не придерживается рамок и канонов. Все имеет право на существование.

Дают силы и радуют

– Как-то в интервью вы говорили, что на создание многих работ вас вдохновила любовь. Что она значит для вас?
– В одном из интервью знаменитая певица Патрисия Каас сказала, что любовь – не только отношения мужчины и женщины, это определенное состояние души – можно влюбиться в книгу, песню. Эта точка зрения мне близка. Для меня любовь – это чувство вдохновения не обязательно к определенному объекту. И просто состояние души, когда ты утром просыпаешься и понимаешь, что любишь весь этот мир и он для тебя очень красив. И пусть не совершенен, но в нем много ценного.
– Что еще для вас может стать источником вдохновения?
– Наверное, животные, я люблю кошек и собак. У меня есть кошка, которая просто радует меня своим существованием.
Также меня вдохновляют путешествия. Вообще, художнику нужно видеть другие города и другую культуру, это позволяет взгляду не замыливаться.

«Рисую каждый день»

– Многие считают, что художники творят только по вдохновению и не больше пары часов в день. Как устроен ваш рабочий процесс?
– Если честно, не знаю, как творят другие художники. Мне кажется, это очень индивидуально. Я лично не жду вдохновения, потому что его может и не быть. Воспринимаю это как профессию, как дело своей жизни.
Стараюсь рисовать каждый день, для меня это способ повысить самооценку. Когда училась в университете, был комплекс, что я ничего не умею. У меня не было за плечами художественной школы, училища. Поэтому мне было сложно учиться, очень многое было непонятно.
Еще я постоянно нахожусь в изучении чего-то нового. Больше года назад я начала интересоваться иллюстрацией. Нужно постоянно заниматься своей профессией, иметь какой-то рост, в том числе и материальный.
– Если мы уже затронули тему финансов, давайте поговорим о том, как художнику заработать.
– Если честно, мне очень сложно ответить на этот вопрос. Художнику во все времена нужен агент, который должен заниматься продажей произведений. У меня есть такая проблема, что зачастую не могу назвать адекватную цену своей картины. Иногда кажется, что это слишком дорого или, наоборот, очень дешево. Я не умею продавать свое искусство.