Неискусственный интеллект

2023-10-11

Автор: Ольга Сударикова, фото с сайта театра «Ювента»

В новом сезоне народный театр «Ювента» ОГУ им. И.С. Тургенева представил, по уклончиво-расплывчато-заманчивому выражению его руководителя и режиссера Натальи Смоголь, «милую, динамическую, забавную вещицу» – почти фантастическую историю «Трудный экзамен» (6+). Выбор материала обоснован конкурсом на постановку одной пьесы от Российского общества «Знание» и движения детей и молодежи «Движение первых». Театральные коллективы страны соревнуются, представляя свою интерпретацию просветительского произведения Гульнары Искалиевой.



Отцы и эти

Сразу нужно предупредить, что ничего глубоко фрейдовского и неистребимо метафизического в спектакле нет. Есть подросток, его родители, экзамен по физике. А также уткоклюв, вербальное насилие, режим диалога, гиперактивность, полная невозможность сосредоточиться.
Все при деле. Кому положено прятать электронные дневники – прячут. Кому положено работать сутками и ругать за отметки – выполняют родительский долг.
Отец старшеклассника Александр (Антон Бушунов) крутится как белка в колесе. Инерция стала привычкой. У него десять лиц. И каждое нужно сохранить. Ведь взрослый! Отец семейства! Мужчина! Профессионал своего дела! Его «многоканальность» применима не только к телефонным разговорам, но и к зонам ответственности, социальным ролям. Телефон и сердце разрывается. На поверхности кипит лава, а в глубине теплится свечка – таков актер в этом спектакле.
Антон Бушунов, как всегда, эмоционален и органичен. Комедийный талант сочетается с талантом трагика: кажется, что нерадивый сынок, стоящий ошую, действительно прибавил мужчине и седых волос, и морщин. Отвесить бы ему подзатыльник… Тем более причина есть – открытый дневник, разбор полетов.
У этого злого демона, приносящего домой всю зарплату, имеется противопоставление – мать Элеонора (Дарья Петрова). Вся такая «ушла медитировать»: «Ты не знаешь своего сына», «Лучший способ кого-то воспитать – сделать счастливым». Звучит как статус ВК, но вполне правильные размышления. Правда, благодаря таланту и красоте актрисы эмоции уж как-то слишком идеализированы и однозначно положительны, чего в природе не бывает. Скорее, все же спасательным кругом в море бытия является любовь, которая чувство.

Про меня

В пьесе и, конечно же, в спектакле много общих мест, затверженных цитат того, что в нашей жизни не ново. Уйти от заштампованности помогает ярчайшая индивидуальность восприятия… Стоп… Для кого не ново? Для теть, спешащих домой из магазина с сумками наперевес, и дядь, ругающих на чем свет стоит «гадких участников дорожного движения», не включивших вовремя поворотник? У них все уже было. А вот у старшеклассников в черных толстовках с капюшонами, надвинутыми на глаза, с розовыми волосами, в порванных джинсах, не вылезающих из телефона, все только начинается. Герои спектакля так и говорят: «Быть подростком – это подвиг». А еще предупреждают, что мы все немного больны.
Важнейшее свойство спектаклей «Ювенты» в том, что артисты никогда не стремятся «залить знание в мозг». Народный театр с большим вкусом отбирает и показывает картины, образы, преломляет жизнь, учит анализировать и понимать самих себя.
После «Трудного экзамена» одна девушка бойко повторяла своим подругам, что постановка очень понравилась и она «разгрузилась». В семантику вдаваться не будем. На самом деле зрители не разгружаются на этом спектакле, а работают по полной. От ощущения хорошей работы для души, какого-то ментального результата и возникает эта легкость. От сидения в телефоне с его невзаправдашними ценностями и утрированными красивостями легкость бытия не ощущается.
Непосредственно в постановке всю «черную работу» делает психолог (Матвей Бритвин). Этакий мастеровой душ. Результат проведенных тестов отражается не в диаграммах, а на лице актера. Очень показательная картина. Он легко справляется со своей задачей (построить нейромост и проложить кратчайший путь от мозга сына к мозгу отца) и сверхзадачей (очаровать зрителя)…
Объединенное сознание – это работает. Даже больше. «Ювента» очень ловко поймала зрителя в сеть своих нейронов. Хорошо, что искусство орловских студентов всегда во благо. Синхронизация с залом получилась глубокой и полной. Влезли в голову. И показали, что там есть, не навредив! А есть там фейерверк, винегрет, добрососедство и вечное противостояние. Восемь любящих интеллектов и еще кое-кто.

Восемья

Интрига не будет нарушена упоминанием этих… созданий. Словами сие Лингвистический интеллект (Яна Казбанова) не передаст, Философский (Полина Евтухова) «аршином общим не измерит», Образный (Виктория Азарян) не нарисует, Музыкально-артистический (Альбина Каунецкис) не изобразит, Телесный интеллект (Николай Можаров) не осилит. Межличностный (Дарья Хочунская) не объяснит, Натуралистический (Дарья Моргунова) не внушит.
По образу и подобию это такие трогательные мультяшные фиксики, которые стремятся отремонтировать все в сознании человека и завоевать пальму первенства. Выглядят психоделически (особый поклон художнику по костюмам Ларисе Ковальчук). Вытворяют что-то несусветное. Но, как говорит Логико-математический интеллект (Егор Ткаченко), у каждого сумасшествия есть своя логика.
После кастинга, батла, агитации и танца вдруг выясняется, что все они родные. Прав был А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Если вкратце, то единство и борьба интеллектов получились весьма познавательными, уморительными и высоко патриотичными. Редко какой спектакль, не прибегая к душераздирающим сценам и фатальным откровениям, вот так запросто берет и поднимет национальный дух, укрепляет гордость за отечество. Все наше богатство – в энциклопедии, памяти и сердце! Интеллекты, яркие, амбициозные, целеустремленные, стали своеобразными дорожными указателями, призывными вывесками, старательно и самозабвенно рекламирующими сами себя.
Перед Русланом непростая задача – сузить человека. Отец в этом готов оказать ему всестороннюю поддержку, предложив свою несбывшуюся мечту к практической реализации. Такая картина маслом многим знакома. Но главному герою и всем настоящим подросткам самим предстоит написать, выстрадать, отвоевать свою реальность, определить системы отсчета, координаты, ответить на вопрос о возможности невозможного.
Получилось так, что в многоголосье спектакля был и есть всего один герой – подросток. Он стал осью, вокруг которой вертится Земля, городом, в который ведут все дороги.
В конце концов, театральная неразбериха творилась в голове парня. Родители желали найти отражение в своем сыне, психолог искал материал для изучения. И целого мира мало.
Актер принимает эту ношу как бы с ленцой, чуть отстраненно. Переживает ярко и по-настоящему, но стремится увидеть себя со стороны. Без юмора взросление не осилить, не говоря уже о ЕГЭ. И помочь никто по-настоящему не сможет. Сам взбивай свою сметану в кувшине.
Режиссер Наталья Смоголь не просто закрутила тугую пружину конфликта, обыграла житейские ситуации. Она неназидательно показала, как каждый подросток этот конфликт может разрешить, на что можно ориентироваться, чему верить. Театральное искусство в очередной раз представило реальность во всем ее противоречивом свете.