Нескучная классика

2023-07-09

Автор: Наталья Синицына, фото Дарьи Симоновой

В орловском театре «Свободное пространство» очередная премьера – спектакль «Настоящий ревизор» (16+) по мотивам комедии Н.В. Гоголя. Корреспондент «ОВ» решил поделиться с читателями своими впечатлениями от увиденного.



«Требует само время»

Гоголевского «Ревизора» уже давно считают классикой театральной сцены. В различных интерпретациях он прошелся без преувеличения по всей России. Тем не менее интерес постановщиков к комедии не ослабевает. За материал взялся и Алексей Доронин, уже знакомый зрителям «Свободного пространства» по спектаклю «Сирано де Бержерак» Отметился режиссер и работой в ОГАТ им. И.С. Тургенева.
По словам Доронина, он с большим уважением и любовью относится к творчеству Гоголя. О выборе произведения режиссер говорит так: «Я решил поставить «Ревизора» потому, что этого требует само время». А на вопрос, отождествляет ли себя с главным персонажем комедии – человеком, который вскрывает пороки и грехи людей, Алексей отвечает категорическим отрицанием, оставляя эту роль другим.
Кстати, в доронинской версии в финале перед зрителями предстанет и настоящий ревизор. Но давайте сохраним интригу

Интерес в деталях

А пока окажемся в зале с роскошным убранством, освещенной золотыми канделябрами. Над столом, возле которого то и дело снуют слуги, накрывая его для пиршества, огромное полотно – «Тайная вечеря» да Винчи, где Иисус Христос разделяет трапезу со своими учениками. Кстати, впоследствии к картине будут обращены мольбы чиновников о пощаде, которые больше похожи на желания остаться безнаказанными, ведь покаяние и искупление – не их путь. Не испытывая ни капли раскаяния, эти государственные мужи, наоборот, возводят свое беспутство в норму: «Нет человека без греха, так Богом заведено».
Каждый персонаж спектакля предстает в комичном виде, но всех здесь перещеголяли Бобчинский и Добчинский в исполнении Максима Громова и Михаила Неженцева. Постановочная команда отобрала характеристики героев, которыми их наделил Гоголь, и ввела их в театральное действие очень необычно. Так, Бобчинский и Добчинский в оригинале «чрезвычайно много помогают жестами и руками», и во многих мизансценах постановки герои Громова и Неженцева карикатурно держат руки и часто размахивают ими.
Хлестаков в исполнении Андрея Григорьева и вовсе заставляет чиновников в прямом смысле плясать под его дудку – взяточники неумело, но с раболепным усердием повторяют танцевальные па питерского проходимца. Необычные впечатления зрители получили и от игры молодых актеров Евгения Винника и Ивана Беликова, исполнивших в спектакле роли слуг городничего…
В конце спектакля появляется настоящий ревизор. Та самая немая сцена, которой заканчивается комедия, находит свое продолжение, логично и естественно входящее в общую канву постановки. Спектакль завершается яркой и запоминающейся мизансценой по мотивам размышлений Николая Васильевича о пути России, когда писатель сравнивает страну с бойкой тройкой.