Неувядаемая герань воспоминаний

2010-12-06

Автор: Вера Ветрова

Как ни странно, но образ герани в моей памяти с некоторых пор неизменно связан с нашей квартирой в детстве и… Игорем Лободиным. Может, потому, что моя мать любила этот «мещанский» цветок, который неизменно стоял у нас на каждом подоконнике, как и в орловской однокомнатной квартире Игоря, где он жил с серьёзно больной матерью с 1993 года? А может, потому, что Игорь Лободин был до того прост и непритязателен в манерах и одежде, как и мужики из моего «гераниевого» детства? А может… Безнадёжно искать однозначные ответы на неоднозначные вопросы. В частности, здесь, по существу, вопрос: как зарождается тот или иной образ?



Да что там: непонятно ведь, за какие такие прегрешения невинному старому (почитай, более 300 лет уже) эпитету «мещанский» (т.е. «городской» – польск.), а заодно и милому доброму цветку моего детства молва, а затем и словари придали этакий уничижительный, так сказать, «обывательский» окрас. Хотя и понятию «обыватели» также необоснованно не повезло: ведь в старые добрые времена без всяких там «нарицательных» словом этим называли «постоянных жителей какой-либо местности».

Игорь Федорович Лободин помнится мне именно таковым «постоянным жителем», и, наверное, поэтому память о нём связана с тем тонким, почти неуловимым ароматом вечной герани детства. Правда, у Игоря Лободина, истинно русского писателя, «какой-либо местностью» была, не убоюсь сказать, вся Россия. Он слушал, слышал, понимал и всем естеством своим чувствовал слово, как бы дышал им. И в этом ему, надеюсь, белой завистью завидовали многие. Да и как не позавидовать по-хорошему, не порадоваться, к примеру, описанию природы в рассказе «Прощёный день»?!

С трудом отрываюсь от давно и хорошо знакомого текста, снова купаясь в солнечных строках. И снова радуюсь за Игоря! И беру обратно свои слова о зависти, пусть и белой, к его воистину золотословному таланту, ибо уверен, что даже самый чёрный завистник не удержится от радости общения с таким чистым, родниковой свежести словом. Да, именно так: не завидовали, а радовались мы за Лободина и Лободину – доброму сотоварищу нашему. Изящество стиля его прозы в сочетании с предельно простой манерой письма мне представляется главной чертой самобытности этого незаурядного писателя, однажды от нас ушедшего неведомо куда так до обидного рано. Как хотелось бы верить, что Игорь продолжает где-то своё высокое предназначение.

Чувство слова было дано Лободину, как говорится, с рождения. Питаясь из народных источников, оно абсолютно естественно, но в то же время незаёмно, искренне, правдиво и точно, как и всё в искусстве, что рождено сердцем – чутким и сострадательным. Одни названия его книг и рассказов чего стоят: «Перепёлка во ржи». «Прощёный день», «Дом на гривах коней»… Берусь утверждать, что проза Игоря Лободина классически поэтична, и посему его творчеству уготована долгая земная жизнь.

О нём ходят легенды: от смешных до почти трагических. Не берусь судить об их достоверности, поскольку с Игорем мы близко познакомились уже после того, как эти легенды родились. Я был и останусь навсегда признателен Игорю Фёдоровичу за чуткое внимание к моим стихотворным строкам: там, в конце 80-х прошлого века. Мне, тогда не избалованному публикациями, было радостно его предложение печататься в газете Дмитровского района «Авангард», где он в то время работал. Бережно храню Золотой том сочинений А.С. Пушкина (1993 год издания), который Игорь принёс из личной библиотеки и подарил мне в день рождения в 1995 году – первый мой день рождения, который я, недавно избранный ответсек Орловской писательской организации, отмечал в нашем особняке на улице Салтыкова-Щедрина. Дарственная надпись «Геннадию Андреевичу Попову в золотой твой день – любя» сделана рукой Лободина, а далее – подписи всех тогда присутствующих, из которых сегодня с нами нет, не верится, уже многих.

Не могу себе позволить сказать, что нет на этом свете Игоря Лободина. Для меня он всегда жив: по-детски радовавшийся каждому моему звонку, а тем более приходу (убеждён, что всем звонкам и всем гостям также). Вот и сейчас встаёт пред глазами его живой образ – светлый, как в лучшие годы нашей дружбы, вернее – товарищества, святее уз которого нет.

А моё последнее свидание с ним осенью 2002 года было отнюдь не радостным. Игорь, совсем недавно получивший известие о гибели сына, только что вышел из больницы после перенесённой тяжёлой болезни. Тем не менее, выглядел он как обычно, разве был несколько заторможен. Я пришёл к нему, чтобы заполнить анкету для заявки на творческую стипендию, оформляемую Союзом писателей России по ходатайству писательских организаций. Это последнее, что мы смогли, вернее, успели ещё для него сделать.

С июля 2003 года русский писатель Лободин Игорь Фёдорович числится в страшном, диком, невероятно огромном для мирного времени списке исчезнувших бесследно граждан России на её современнейшем историческом этапе. Не берусь судить, но скажу, что справедливо было бы обозначить весь этот список как «воинов, без вести пропавших в исторической битве русского народа за своё выживание на переломе двух тысячелетий». Но среди этих безвестных не каждый – безгласный.

Разве может замолчать тот, которому Богом дано написать, допустим, всего один рассказ «Перепёлка во ржи», в котором малый эпизод «лета сорок третьего года в боях под Орлом» вместил и великую народную трагедию, и величайшую самоотверженность, величие подвига народа нашего в той войне?!

И верится мне, что русский писатель-воин Игорь Лободин, как и герой его рассказа – русский солдат Иван Жилин, одной сходной судьбы: высоким русским словом им даровано бессмертие.

(Печатается в сокращении).

Геннадий Попов

 

ПИСАТЕЛЬ С УЛИЦЫ СВОБОДНОЙ

Талантливый прозаик Игорь Фёдорович Лободин был одним из тех писателей, кто стремился связать региональную культуру с «большой» русской литературой второй половины ХХ века. Глубокие творческие устремления роднили его с Е.И. Носовым, В.П. Астафьевым, В.И. Беловым, В.Г. Распутиным, Н.М. Рубцовым… 28 октября в выставочном зале Орловского объединённого литературного музея И.С. Тургенева прошли литературные чтения, посвящённые 70-летию со дня рождения писателя-земляка. Организаторами выступили кафедра русской и зарубежной литературы Орловского государственного университета, областная организация Союза писателей России, Литературный музей и администрация Дмитровского района. Участие в чтениях приняли железногорские писатели-краеведы Г.Н. Александров и В.П. Козлов.

В выступлении доцента ОГУ Г.А. Тюрина была сделана попытка восстановить творческую биографию писателя-странника, утверждавшего, что «подобно птице, вставшей на крыло, душа в облете пространства: каждой дана своя ширь, высь и предел…». Учёба в Литературном институте, выпавшая на годы «оттепели», – творческий взлёт молодого литератора, «золотое времечко». На одном курсе с Лободиным учились талантливые ровесники: Юрий Кузнецов, Борис Примеров, Сергей Чухин, Виктор Смирнов и др. Наездами бывал в Литинституте студент-заочник Николай Рубцов, автор знаменитой «Звезды полей». Неслучайно «Родительская дорожка» И. Лободина и рубцовская подборка стихотворений «Изба в снегах» были опубликованы, соседствуя друг с другом, в сентябрьском номере «Нашего современника» за 1969 год. Однако исследователь-литературовед не обошёл «острые углы» в биографии земляка. Высокие нравственно-эстетические идеалы, сформированные во время учёбы, в последующие годы столкнулись с «прозой жизни» и противоречиями «оттепельной» эпохи.

Воспоминаниями о семье Лободиных поделилась сестра писателя – Л.Ф. Борисова. Будучи сыном учителя-словесника, Игорь рано пристрастился к чтению художественной литературы. Избегая родительского запрета, связанного с тревогой о здоровье ребёнка, он читал по ночам – под одеялом, которое однажды загорелось от самодельного светильника-ночника. Искренними и тёплыми были выступления Ю.А. Оноприенко, В.И. Амиргуловой, В.И. Самарина, А.И. Лысенко, Л.М. Золотарёва и др. Глубокими филологическими наблюдениями над прозой писателя-юбиляра поделилась Т.А. Глущенко, доцент ОГУ. Сотрудниками литературного музея А.Т. Молозевой, Г.Н. Павловой и В.Г. Ветровой была подготовлена выставка архивных материалов «Жизнь и творчество И.Ф. Лободина».

29 октября в городе Дмитровске состоялся литературный вечер, посвящённый юбилею земляка. Будущий писатель родился в деревне Кузьминка. Несмотря на военное лихолетье, живописные родные просторы глубоко запали в юную душу, определив судьбу. В конце 1970-х, переехав из Курска в Дмитровск, писатель работал в районной газете «Авангард». Журналист и педагог В.М. Холостяков рассказал о замечательных литературных страницах, составленных И.Ф. Лободиным. На вечере, подготовленном отделом культуры (Г.П. Шаламов) и городской библиотекой (методист Н.А. Никишина), прозвучали выступления литераторов, исследователей, друзей писателя; фейерверком талантов стал концерт художественной самодеятельности.

Важным событием литературных чтений явилось открытие мемориальной доски на доме №41а по улице Свободной, где жил И.Ф. Лободин. Это памятное место связано с творческими биографиями известных писателей: Н.И. Родичева, И.А. Рыжова, В.П. Дронникова. Примечательно, что окна дома выходят на усадебный парк Дмитрия Кантемира. Устанавливается своеобразная перекличка культур начала XVIII века и зарождающегося XXI столетия. Символично название улицы, на которой жил И.Ф. Лободин, – Свободная. По существу, несмотря на жизненные невзгоды, он оставался свободным писателем, чьё творчество было лишено идеологических и эстетических догм.