Ночь, полная света

2019-05-24

Автор: Наталья Смоголь, фото Олеси Суровых

Каких только нет способов, чтобы единое человечество разделить на группы, классы, ячейки. Можно это сделать по типам темперамента, гороскопам, законам соционики, я уж не говорю о политических партиях и объединениях по интересам. Но чтобы не потерять индивидуальность, не стать жертвой конформизма и не почувствовать себя игрушкой в руках манипуляторов, в первую очередь нужно лично для себя решить вопрос, какое высказывание отражает ваше жизненное кредо: «Мы ленивы и нелюбопытны» (по горькому замечанию А.С. Пушкина) или «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (согласно желанию лирического героя Б.Л. Пастернака). Второй девиз, конечно, сулит жизнь более яркую и насыщенную. Но, даже имея пытливый ум, охоту к перемене мест и дух первооткрывателя, сложно дать свое имя горному пику или проливу, химической таблице или физическому закону. Тогда вступает в силу принцип не расширения, а углубления – например, появляется возможность найти в привычном необычное.



В гостях у Тургенева
Так, на наш взгляд, возникла идея «Ночи музеев». Ну что бы людям не заказать классическую экскурсию, не окинуть пытливым взором дневные интерьеры, хранящие тайны ушедших эпох? Ан нет! Уже второе десятилетие победно шествует по стране армия полуночников, которая осаждает культурные учреждения с целью получения новых знаний, впечатлений и эмоций. Вот так и лучезарный вечер 18 мая стал для многих орловцев поводом испытать творческий потенциал наших музеев на креативную прочность. Никого не застали врасплох! Но хотелось бы сказать именно о том музее, который в прошлом году стал дважды юбиляром. 200-летие Ивана Сергеевича Тургенева совпало со 100-летием музея, носящего имя этого великого уроженца Орла и бережно хранящего память о нем. Именно к нему со временем примкнули музей писателей-орловцев, музеи Т.Н. Грановского, Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, создав особый мемориальный квартал, которому мало где сыщется аналог.
Музей по традиции был открыт для бесплатного посещения в течение всего субботнего вечера, но главное действо началось в лектории в 21 час, когда от Елены Мельник, Людмилы Балыковой, Светланы Жидковой, Антона Бушунова и Алины Бабенковой многочисленные гости узнали и об истории этого здания, и о людях, которые самоотверженно составляли из разрозненных предметов целостную экспозицию, перекидывали культурологический мост из эпохи в эпоху, например, о Михаиле Вениаминовиче Португалове и Борисе Андреевиче Ермаке.
Стержень программы определяли векторы музейной работы, нацеленной на полномасштабное и детальное знакомство с личностью и творчеством Тургенева, с его окружением. На особую атмосферу встречи повлияло и то, что присутствующие не были пассивными зрителями, они оказались как бы вовлечены и в мир дворянской усадьбы, и в течение деревенской жизни, и в среду европейских салонов. Помогали этому как полотна О. Сорокиной, Н. Силаева, В. Блинова, О. Савастюка, А. Полукарова, так и рассказ о тематических выставках «Пойдем в мой сад», «В детской», «Мода времен Тургенева», «Приношение Тургеневу», литературно-экологическом проекте «Маменькин садик».

Театр, кино и детская тема
Важную роль играл и театральный аспект – ведущие упомянули постановки театра Маяковского и мастерской Петра Фоменко, Тверского театра драмы и орловских театров, связанные с тургеневским наследием. Музейное театральное достижение было представлено видеоотрывком из сказки «Последний колдун». Те, кто видел фильм Веры Глаголевой «Две женщины» по тургеневской пьесе «Месяц в деревне», согласятся, что его можно со всем основанием признать кинематографическим успехом, что убедительно доказал фрагмент беседы Натальи Петровны с Ракитиным. Особую романтическую ауру, конечно, создавали романсы в исполнении Рахима Рахманова и Натальи Булгаковой.
Одной из ведущих оказалась тема «Тургенев и дети», причем представлена она была в довольно неожиданном ракурсе. Дело в том, что прошлой зимой научные сотрудники музея не просто завязали дружеские контакты с художественным музеем в Донецке, но и организовали поездку в этот стойкий город для реализации проекта передвижной выставки «Капля жизни», на которую свои работы представили юные художники Донбасса. Иллюстрации к произведениям Тургенева, среди которых, конечно, история несчастной Муму вызвала самый большой творческий отклик, составили основу альбома, запечатлелись в юбилейных открытках. Авторы побывали в Орле, полюбили наш город, а к Ночи музеев записали на камеру теплые пожелания. Но и учащиеся нашего художественного колледжа не остались равнодушными к знаковой дате и украсили экспозицию своими сюжетами.
Можно было бы сказать, что со всеми участниками этой субботней встречи произошло маленькое чудо: находясь в лектории музея, они незаметно для себя перемещались не только во времени, но и в пространстве. Вот о Тургеневе говорит его друг Ги де Мопассан, а вот упоминаются близкие ему по духу люди: Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Шарль Гуно, Сен-Санс, Эмиль Золя, Марк Твен, Гюстав Флобер. Но гости были буквально ошеломлены, когда бодрым потоком полилась французская речь, ведь две студентки руанского университета рассказывали о городе своей учебы, о его роли в тургеневской судьбе, а Людмила Балыкова, переводя сказанное, вела с ними непринужденный диалог.

По следам классика
Радует, что тургеневские маршруты начинают составлять особую интеллектуальную карту: теперь они охватывают не только серединную Россию, но и Германию, Францию, позволяют увидеть и запечатлеть знаковые места в Париже и Буживале, Баден-Бадене и Карлсруэ, во многих других городах пребывания писателя. Каждая поездка материализует впечатления через воспоминания, фотографии, статьи, видеосюжеты.
Конечно, не осталась в стороне и издательская деятельность, а именно: научные труды Пушкинского дома, каталог тургеневских материалов литературного музея им. В.И. Даля, государственного исторического музея, орловские новинки: «Последний колдун», «За серебряной птицей», «Бежин луг», «Ночь в гостинице Большого кабана» (кстати, комедия обрела и свою сценическую судьбу – в постановке театральной студии «Ювента» ОГУ им. И.С. Тургенева она этой весной была с успехом представлена зрителям, в том числе и на сцене музея писателя).
Когда-то была популярна песенка со словами: «А мне всегда чего-то не хватает: зимою – лета, осенью – весны». Так вот если кому-то не хватает ночью света, его можно не зажигать, а найти в одном прекрасном месте – музее Ивана Тургенева. И гореть он будет вам и всем вашим близким, несмотря на погоду и социальные невзгоды.