Новые грани профессии

2024-04-03

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива Д. Медведевой

В марте завершился муниципальный этап конкурса «Учитель года-2024». Его победительницей стала Дарья Медведева – преподаватель истории и обществознания, чей педагогический талант был высоко оценен членами жюри состязания. Корреспондент «ОВ» побеседовал с орловчанкой о нюансах профессии педагога.



Урок как… парфюм

– Дарья, начнем разговор с твоего участия в конкурсе педмастерства. Как ты оказалась в числе конкурсантов?
– Как правило, участник – это педагог, который уже прошел какой-то путь становления. Обычно его выдвигает коллектив школы.
До конкурса я дважды участвовала в другом состязании молодых специалистов. После начала организовывать свои мероприятия, проявлять инициативу. Когда мне сообщили, что предлагают мою кандидатуру на «Учитель года», была удивлена – считала, что у меня недостаточно опыта. Но начала готовиться, и страх мало-помалу уходил.
– Какие испытания пришлось пройти?
– Конкурс состоял из четырех этапов: урок, воспитательное событие, мастер-класс и дискуссия по проблемам современного образования. Я старалась использовать разные нестандартные подходы. Так, для обсуждения со школьниками выбрала тему «Быть со всеми или быть как все?» Это про работу в коллективе, самовыражение: все мы индивидуальности, но в то же время живем в обществе, где нужно учиться существовать мирно.
На мастер-классе я решила провести параллели между педагогикой и парфюмом. Создание урока и нового аромата очень схожи – есть определенные этапы, составляющие. Учитель и его предмет должны оставлять приятный шлейф…
– Оригинальный подход, который высоко оценило жюри. Какие эмоции были, когда узнала о победе?
– Результаты сообщили финалистам на репетиции торжественного награждения. Думала, это ошибка. Долго не могла поверить, все-таки я молодой педагог. Теперь буду представлять свои наработки уже на региональном этапе.

Учитель – это призвание

– Дарья, как ты вообще решила выбрать педагогику? Современная молодежь не стремится в эту профессию.
– Не могу сказать, что хотела стать педагогом с детства. Увлекалась многим, но школьная жизнь меня привлекала больше всего. И страх расстаться с учебным заведением, с атмосферой творчества и постоянного поиска новых знаний заставил задуматься, а не хочу ли я «остаться в школе». Поступила на исторический факультет ОГУ.
– Сложно было найти работу после выпуска?
– Нет. В Интернете увидела объявление, что в школу на Новой Ботанике требуется педагог. Меня приняли после собеседования с руководством. И вот уже четвертый год я преподаю историю и обществознание.
– С какими классами работаешь? Какой возраст самый проблемный?
– В этом году веду занятия у шестого класса, нескольких восьмых, девятых и десятого класса. Пожалуй, самые «трудные» – 7–9 классы. Дети бунтуют, проверяют свои и твои границы. Но это естественные этапы взросления, становления личности.

Портрет школьника

– Давай попробуем составить портрет сегодняшнего школьника. Наверное, он гиперактивный, всегда с гаджетом в руке, с клиповым мышлением…
– С первым не соглашусь. Гиперактивность – это черта определенного темперамента. Дети разные, есть и флегматики, и меланхолики. Некоторых, наоборот, нужно вывести на взаимодействие.
Насчет гаджетов – такая проблема есть. Но в телефоне и доклады, и поиск информации, это и средство общения. В современных реалиях гаджеты – инструмент, а не абсолютное зло.
Насчет клипового мышления тоже не соглашусь. Пока дети учатся в школе, они тренируют другой способ восприятия, о клиповом мышлении нет и речи. Наша цель и заключается в формировании системного мышления.
– Считается, что у нынешнего школьника много свободного времени – ему не нужно искать информацию в библиотеках, ответы и решенные «домашки» есть в Сети…
– Напротив, современный школьник очень загружен, от него много требуют. Каждый год дети пишут проверочные работы. Это, кстати, большое испытание как для ребенка, так и для учителя…
– Почему же?
– Частенько в проверочных, которые спускаются «сверху», задания бывают оторваны от учебного материала. Ты не можешь бросить школьников, ищешь с ними информацию в дополнительных источниках, разбираешь задания, темы…

Мифы о профессии

– С портретом школьника все ясно. Побеседуем о стереотипах, которых окружают профессию учителя. Многие ждут от педагога особого поведения в Сети, например, более скромных личных фото. Как ты к этому относишься?
– Всегда стараюсь находить баланс между снимками, выложенными в Интернете, и тем, как буду выглядеть в глазах детей. Понимаю, что могу стать объектом изучения, какого-то ненужного интереса. Мне такое внимание некомфортно.
Сама я с такими прецедентами не сталкивалась. Но людей, которые это делают, не осуждаю. Это их выбор.
– Существует стереотип о загруженности учителя, например, о завале его «бумажной» работой.
– Мы составляем отчеты, но многие из них – в электронном виде, и их помогает сделать программа. Так что я не трачу вечность, копаясь в бумажках.
Кроме того, сейчас у нас есть электронные дневники, которые экономят время учителю и родителям. Оценка приходит как оповещение мамам и папам на телефон. Новшество дает больше возможностей мониторить успеваемость.
– Может, развеешь и миф о низкой зарплате учителя?
– На работу в школу не идут за большими деньгами. Понятно, что это порыв души, призвание, если угодно. Но не все так плохо, сейчас у педагогов есть возможность обеспечить себе приемлемый доход. Для молодых учителей работает система денежного поощрения. К тому же, в отличии от бизнеса, зарплата у нас стабильная.
Вообще, в школе, как и везде, хочешь зарабатывать – много трудись. Учителя берут больше ставок, классное руководство. Конечно, есть и обратная сторона этого – выгорание. Такая нагрузка негативно сказывается на самом педагоге.
– Что посоветуешь молодым коллегам?
– Развиваться, не бояться открывать новые грани и возможности профессии. Участие в мероприятиях дает ценный опыт. Ведь большая часть жизни педагога – рутина, от которой необходимо научиться получать удовольствие.