О чем рассказали картины Никаса

2023-12-06

Автор: Наталья Синицына, фото автора

В четверг, 30 ноября, в Орловском музее изобразительных искусств открылась выставка произведений Никаса Сафронова «О чем молчат картины» (0+). Это уже третья экспозиция работ художника в нашем городе. Чем удивил мастер в этот раз, читайте в материале «ОВ».



Все дело в свете

Никас Сафронов – художник, известный не только в России, но и далеко за ее пределами. Его яркие, даже причудливые работы видел, наверное, каждый.
Выставка «О чем молчат картины» знакомит зрителя с различными периодами творчества Сафронова. В экспозиции более 50 работ, выполненных в промежуток с 90-х до 2021 года. Это произведения различных жанров: пейзажи, натюрморты, портреты, в том числе и сюрреалистичные.
«В этот раз в экспозиции особое место отводится работе со светом. Вместе с полотнами из Москвы были привезены специальные лампы. Они наводятся на каждую работу, подбирается отдельный цвет теплого или холодного подтона, и картины подсвечиваются. Это позволяет сделать изображение объемным и будто наполненным светом изнутри», – рассказала Анастасия Фокина, научный сотрудник музея, куратор выставки.
И действительно, этот прием «цепляет». Особенно выигрышно с подсвечиванием смотрится картина «Конец мая», где в изумрудной траве лежат шарики-планеты. «К лицу» свет и полотнам «Перо» и «Зачарованный шар», выполненным в пастельных тонах.

«Мечтательные» и завораживающие

Визитной карточкой художника считается стиль Dream vision (дословно с английского – «видение мечты»). Он близок к импрессионизму с его детализацией образов, отдельными мазками и любовью к изображению света. Картины написаны в невесомой манере, легкой и дымчатой, с «потертостями». Для создания такого эффекта художник смешивает грунтовку с краской. Выполненных в этой технике работ на выставке около десятка.
Еще одной частью экспозиции является серия карандашных портретов зарубежных актеров: Натали Портман, Шон Коннери, Жан-Поль Бельмондо и другие. Минимализм в исполнении, легко угадываемые характеры «натурщиков» – вот что поражает в этой серии.
Архитектурные пейзажи Сафронова проникнуты тайной. Сводчатые потолки, каменные замки, лабиринты ступеней – картины похожи на иллюстрации из сказок. Изображенные на них люди усиливают это ощущение: здесь и морская дева, вышедшая из соленой воды прямо в замок, и загадочная девушка с фатой, уплывающая вглубь океана на лодке. Изящная легкость и манящее пространство – этим привлекают картины художника.
Есть в экспозиции и более «хулиганистые» вещи – например, серия портретов животных. Кошки, лев и даже свинья предстают перед нами в классических позах и пышных одеяниях. Конечно, найти здесь глубокий смысл весьма трудно, но многим зрителям нравится такой жанр, как анималистика.
Некоторые работы Сафронова навевают мысли о поп-арте. Те же заимствования образов из кино и классических художественных произведений, помещенные в «рамки массовой культуры». Не зря за рубежом его прозвали «русским Дали». В этом весь Сафронов – художник не подстраивается ни под кого, не боится экспериментов и необычных интерпретаций наследия классиков. Неоднозначный и заслуживающий внимания.