О долгах, проездных и человеко-метрах

2010-07-16

Автор: Ольга Захарова

Исчезнут ли с орловских дорог маршрутные «газели», подорожает ли единый социальный проездной билет, будут ли муниципальные автобусы по-прежнему возить жителей дальних деревень – все эти вопросы давно будоражат орловцев. А грядущая транспортная реформа уже успела породить массу слухов и вызвать протестные настроения, пока, правда, не принявшие массовый характер. Попытка собрать все заинтересованные в данном процессе стороны, поговорить о перезревшей уже проблеме транспортного обеспечения жителей Орла и области и прийти к конкретным решениям была предпринята депутатами Орловского облсовета.



Себе в убыток

Одним из главных вопросов прошедшего «круглого стола» стал вопрос о кризисном положении многих орловских автопредприятий, в частности, крупнейшего предприятия области – ОАО «Пассажирская транспортная компания».

По итогам 2009 года из 157 обслуживаемых предприятием маршрутов 112 (71,3 процента) стали убыточными. В целом убытки ОАО «ПТК» превысили 22 млн рублей. Из 20 предприятий, входящих в структуру компании, только три завершили финансовый год с прибылью. Убытки остальных, особенно Орловского и Ливенского филиалов, с каждым годом растут. В частности, по оперативной информации, только за первый квартал этого года убыток предприятия уже достиг 12 млн рублей, кредиторская задолженность ОАО «ПТК» на 18 июня составляла 27,3 млн рублей.

Сегодня объективные реалии для ПТК таковы. Более 80 процентов пассажирского автотранспорта изношено (только за 2009 год из-за технической неисправности автобусов и по причине бездорожья было отменено 9103 рейса, вследствие чего недополучено 1,9 млн рублей доходов). Если говорить, к примеру, о ливенском предприятии, по словам его директора Норайра Маркаряна, все 18 «пазиков», имеющихся здесь в наличии, изношены. 73 процента маршрутов, на которых работают автобусы компании, нерентабельные, но так называемые социально значимые, что, по сути, означает, что отказаться от них невозможно. К тому же, у всюду задолжавшего предприятия тоже есть должники: областной бюджет не полностью рассчитался перед ОАО «ПТК» за перевозку льготников по единому социальному проездному билету (ЕСПБ).

Или – или

По словам руководителя департамента строительства, транспорта и ЖКХ Александра Бойко, в 2010 году федеральный бюджет компенсировать расходы на перевозку льготников не будет. Значит, в полной мере компенсация расходов на провоз льготников, в том числе на дачных маршрутах, проведена не будет. Бюджетный долг перед предприятием растет.

– Сейчас у нас остается два варианта выхода из положения: либо с 1 сентября на 25 процентов увеличить стоимость социального проездного, либо перераспределить бюджетные средства, – подчеркнул Александр Бойко.

Почему же ОАО «ПТК», самим своим юридическим статусом говорящее, что должно самостоятельно зарабатывать деньги, не может этого сделать? Зампред областного Совета Александр Лабейкин назвал выступления руководителей предприятия и филиалов вечным «плачем Ярославны», а депутат Марина Ивашина предложила им поработать над сокращением управленческого аппарата и разработать собственный список антикризисных мер, а также придумать эффективный способ заработка. Если кризис настолько жестко сказывается на работе организации, прорехи в управлении, бесспорно, имеют место быть. Однако порой рамки, в которых предприятие зажато, серьезно ограничивают какие-либо движения со стороны руководства.

Ты не частник – от убыточных маршрутов не откажешься. Собственных средств на то, чтобы обновить автопарк, у ПТК, по словам руководителя компании, нет.

– Думая над самостоятельным приобретением новых единиц транспорта, мы рассматривали и вариант лизинга. Однако долги, которые у нас сложились, не позволяют сделать даже первый фиксированный платеж – налоговая заблокировала наши счета, – рассказал генеральный директор ОАО «Пассажирская транспортная компания» Юрий Чемерев.

На диету!

Пока областная ПТК считает убытки, орловские городские чиновники занимаются еще более интересными подсчетами: какую площадь в отдельно взятой маршрутке занимает рядовой гражданин и сколько же, исходя из этого, в городе должно быть маршруток. И что вы думаете? Рассчитали! Главным экспертом в человеко-метрах выступил внештатный советник мэра, экс-мэр и экс-заместитель губернатора Ефим Вельковский. По его словам, на одном квадратном метре площади в маршрутке (пассажирском автобусе) должно поместиться пять (!) человек. Хотя, рассуждая трезво, даже пятеро таких, как Ефим Николаевич, на квадратном метре устоят с трудом, что уж говорить о тех, кто немного плотнее. В спортзал! Или на диету. По математическим подсчетам мэрии получилось, что в областном центре должно остаться всего 311 единиц пассажирского автотранспорта.

Пока по Орлу колесят, по разным данным, от 700 до 800 автобусов. 30 процентов из них – автотранспорт муниципальный, остальное принадлежит частникам. По поводу легальных и нелегальных перевозчиков, работающих на улицах города, данные разнятся. Так, по словам заместителя мэра Владимира Бахтина, «нелегалов» более 600. А, как утверждает директор ассоциации частных перевозчиков Игорь Бортников, в Орле работают нелегально не более 200 автобусов. В любом случае городские чиновники убеждены в собственной правоте, равно как и необходимости проводить конкурс перевозчиков во что бы то ни стало.

Как выяснилось во время проведения «круглого стола», «газели» все же будут допущены к конкурсному отбору. Оказывается, нет такого закона, чтобы их от участия отстранить. А вот еще интересный комментарий, высказанный Игорем Бортниковым в защиту «газелей»:

– Чтобы выйти на нулевую отметку по рентабельности, на 10 километров нужно провезти примерно 5 пассажиров. Если же мы уберем «газели», 5-6 маршрутов нужно будет просто сократить, потому что они станут убыточными.

Уж конкурс близится, а ясности всё нет

Еще один вопрос, который город и область вот уже больше года не могут отрегулировать: муниципальные и областные (так называемые трехзначные) маршруты, дублирующие друг друга. По закону, муниципальная маршрутка не вправе выезжать за пределы города. Областная же якобы должна ездить через автовокзал и не имеет право тормозить у каждой остановки. Но если все это совместить, получится, что жители ближайшего пригорода: Знаменки, Куликовского, Мезенки – остаются и вовсе без транспортного обеспечения. Внести, наконец, ясность в этот вопрос призывают и сами перевозчики, и пассажиры. Однако конкурс близится, а ясности всё нет. И, кстати, не только в этом вопросе.

На сегодняшний день городские власти – инициаторы реформы – имеют очень смутное представление и о пассажиропотоке, важнейшем критерии, подсказывающем, сколько нужно автобусов, на каких маршрутах и т.п. Рассуждая по принципу: ввяжемся в бой, а там посмотрим, Бахтин убежден: поработаем над реестром маршруток после того, как проведем конкурс. Сейчас все аспекты этой затеи проверяет Федеральная антимонопольная служба. А многие маршрутчики для себя уже вывод сделали. На одном из недавних совещаний в мэрии несколько человек открыто признались: мы заявки подавать не будем, а просто выйдем и будем работать, так же, как всегда.