О вере, памяти и уроках истории

2018-10-12

Автор: Алексей Кондратенко

Вышла в свет книга орловского историка, доцента института культуры Анатолия Перелыгина «Страницы истории Русской православной церкви Орловской епархии». Издание (оно вышло как спецвыпуск историко-просветительского журнала «Истории русской провинции») достаточно многогранно, хотя и подчинено стержневой теме. Первая его часть, к примеру, посвящена духовному образованию (особенно интересна и важна эта проблематика в свете бесконечных реформ современного образования). Другая часть – подробный рассказ о руководителях епархии в разные годы. Есть содержательная глава о церковном краеведении. Основное же содержание – монографическое исследование о положении православной церкви в Орловском регионе в 1917–1953 годы.



Как истинный летописец в результате многолетнего исследовательского труда А.И. Перелыгин показал нам практически всю картину того, что происходило в храмах и монастырях Орловщины, какие невероятные гонения вынуждены были терпеть за веру орловцы всего несколько десятилетий назад. Цифры говорят сами за себя: из 142 тысяч дореволюционных священнослужителей в СССР было уничтожено почти 130 тысяч.
Автор пишет: «Жестокие гонения происходили и в Орловской губернии. Зачинщиками, как правило, были солдаты-дезертиры, с марта 1917 года валом валившие с фронта по деревням, и матросы, а также уголовный элемент, проникавший благодаря своей дерзости и «революционности» в местные органы власти. Например, во Мценске 3 июля 1919 года местные власти надругались над находящимися в монастыре мощами святого Кукши, а потом порешили взять древнюю скульптуру – икону святого Николая Угодника – и бросить ее в реку. Однако такие действия вызвали открытое возмущение местного населения: собралась тысячная толпа, в ответ испуганные представители власти дали три выстрела и уехали».
Еще один показательный пример: «При нападении на дом священника села Троицкого-Кудинова Ливенского уезда Михаила Петровского 25 июня 1918 года солдаты-грабители, уходя, бросили бомбу и убили его девятилетнюю дочь. Сам отец Михаил был арестован большевиками и в то время находился в Ливнах. Тогда же в Орловский центральный работный дом были заключены монахи Бело- Бережной пустыни игумены Корнилий и Маврикий, а также иеромонахи Ипполит, Климент, Иоасаф и Павлин».
Не может оставить читателя равнодушным обнародованный Перелыгиным подсчет: «Согласно сведениям о количестве осужденных УНКВД по Орловской области, с 1 октября по 31 декабря 1937 года было исполнено решений: «церковников» и «сектантов» к высшей мере наказания – 1130, до 10 лет – 537; бывших «кулаков» к расстрелу 1636 и до 10 лет – 5167; «уголовников» соответственно 188 и 630; «прочий контрреволюционный элемент – 1176 и 1377».
Книга показывает, что это было тотальное закрытие церквей, кощунство, осквернение, зверства по отношению к верующим… Это была какая-то иезуитская тактика большевиков на поле исторической памяти, когда из колоколов и подсвечников штамповали разменную монету, а потом, после нашествия фашистов, открывали храмы… Но не буду пересказывать эти и другие эпизоды – их множество в книге. Причем речь идет не просто об обличении воинствующих большевиков. Масса подлинных сведений – о положении церкви во время фашистской оккупации, о том, какую роль сыграло в обществе православие в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Автор рассказывает о злодеяниях фашистов – и не только в отношении православных, русских, но и в отношении евреев. Уместно упоминает о таких беззаветно преданных Родине патриотах, как знаменитый орловский доктор Турбин (монах в миру Никон), ему же посвящена отдельная статья в приложении. В канве исторического повествования о православной церкви – история сохранения памяти о поэте А.А. Фете… Вообще, по меткому наблюдению А.И. Перелыгина, православная церковь в годы Второй мировой войны стала своеобразным центром «русизма».
В книге обилие фактов и сведений, почерпнутых из отчетов уполномоченного по делам Русской православной церкви по Орловской области (начиная с первого квартала 1944 года). А еще ссылки на статьи в старых газетах, на исследования столичных ученых, на воспоминания наших земляков. И в нарочитом отсутствии авторских эмоций видится особое достоинство такого труда – это не агитка, не заказное издание по случаю, это своего рода покаяние русского человека за то, что бездумно либо надуманно свершили иные наши предшественники.
Анатолий Иванович Перелыгин – известный краевед и общественник, автор многих публикаций в периодике. Основное направление его исследований – история Русской православной церкви на Орловщине. По данной тематике он опубликовал более 100 научных работ, его труды можно встретить в сборниках международных и всероссийских научных конференций. Уже много лет автор книги занимается выявлением архивных материалов о преследованиях и деятельности церкви в годы советской власти, патриотической работе деятелей церкви в период Великой Отечественной войны. С 1993 года Перелыгин входил в состав областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. С 1994 года – действительный член, а с сентября 1998-го – председатель возобновленного Орловского церковного историко- археологического общества. Благодаря его стараниям в 1999 году был издан первый после 1907-го сборник этого общества, в 2001-м – второй сборник. При его личном участии верующим было возвращено несколько храмов в Орле. По его материалам, представленным в патриархию, на Архиерейском соборе в 2000 году были канонизированы священномученик Иоанн Панков и его сыновья – мученики Николай и Петр.
Перелыгин еще с середины 1990-х годов входил в число сотрудников центра истории религии и церкви Института Российской истории РАН. Ныне является председателем церковного историко- археологического отдела Орловско-Болховской епархии, внештатным сотрудником церковно-научного центра «Православная энциклопедия».
Я перечислил все эти вехи и звания с одной целью – показать, как много лежит в основе вышедшего в свет полновесного труда по истории православия на Орловщине. Наверное, как и всякий труд такого рода, книга вызывает ряд вопросов и замечаний. Например, хотелось бы видеть больше страниц о драматизме духовных поисков наших предшественников и современников, о том, каковы пути решения мировоззренческих проблем в русле религиозного сознания. Изданию не помешала бы некая вводная, предваряющая глава, позволяющая познакомить читателя с кругом проблем, которые будут рассмотрены в книге. Иногда чувствуется некая хронологическая разрозненность, рассказ о современном состоянии православия в регионе порой напоминает отчет о проведенных мероприятиях – видимо, еще не настало время научного осмысления современной нам действительности (перспективная тема для молодых историков).
Но эти, быть может, спорные моменты не мешают в целом высоко оценить новую книгу А.И. Перелыгина. Помимо фактографической, в ней заключена немалая нравственная ценность. Автор учит вдумчивого читателя воспринимать историю как вечную реку, пусть порой стесненную в берегах, пусть одолевающую бурливые пороги, но величавую и глубокую, чарующую своей красотой и мощью.
Запоминаются мудрые выводы историка. Понимая, к примеру, какую важную, определяющую роль в религиозной жизни играют многочисленные каноны и правила, он тем не менее отмечает, что главная роль принадлежит не нормотворчеству, а готовности священника жертвенно служить своей пастве. Автор пишет о революционных временах: «Там, где священник был искренним пастырем, верующим человеком и близким к народу, там народ часто вставал на его защиту» и цитирует слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Многие священники были очень близки к народной душе, этого народ даже в страшные часы грозы не забыл… Пострадали многие, но большинство осталось, и потом сам народ даже защищал их от насилий».
Наверное, именно этот огонь милосердия, самопожертвования, любви к ближнему и надо брать из прошлого в будущее читателю столь серьезной и доказательной, но в то же время человечной книги. Умиротворяюще, с большой надеждой звучат финальные слова книги: «Сегодня, когда мы живем в период относительного благословения и мира, окормляемые боголюбивыми пастырями и архипастырями, перед нами открываются большие возможности в деле возрождения и утверждения православия в Орловском крае».
У этого издания, несомненно, есть будущее; молодой читатель на поучительных примерах из истории Орловщины всегда найдет здесь мудрый ответ на вопросы о смысле жизни, о ее ценностях, о том, к чему надо стремиться.