Обойтись без иордани

2023-01-25

Автор: Ксения Азаренкова, фото ТАСС

В этом году орловцы опять были лишены возможности окунуться в крещенскую иордань на территории Орла – обустраивать ее не стали «в целях безопасности». Очищаться от грехов горожанам пришлось в 25 специально оборудованных местах в районах области. Стоит ли огорчаться по этому поводу и как по-другому можно было отметить Крещение, выяснял корреспондент «ОВ».



Как отметить?

Крещение Господне, или Богоявление, отмечается всегда в одну и ту же дату – 19 января (6 января по старому стилю). Праздник установлен в честь события евангельской истории – крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.
Как православным провести это время? Посетить церковь, нырнуть в прорубь, а может, достаточно ограничиться селфи на фоне купели? Узнать об этом мы решили у настоятеля орловского храма святителя Николая Чудотворца Дионисия (Костомарова).
По словам священнослужителя, главный и единственный смысл любого церковного праздника – память о событии. В связи с чем существует только два единственно верных взаимодополняющих способа его отметить: прочесть о нем в Евангелии и посетить службу в храме, на которой нужно исповедоваться и причаститься. Остальное же – «бесполезная мишура, скорее скрывающая смысл, чем приукрашивающая его».

Купаний нет в уставе

Традиционно Крещение ассоциируется у россиян с окунанием в иордань. И это понятно, ведь главный символ праздника – вода, которая в крещенскую ночь становится чудодейственной. Ее волшебные свойства и подталкивают народ к купанию в проруби как способу «исцеления», в том числе и от грехов.
Но, оказывается, в церковном уставе такие водные процедуры не прописаны. Отец Дионисий резко высказывается о «хождении на иордань»: «Окунание в прорубь никакого отношения к вере не имеет и иметь не может. Покаяние совершается в глубине нашего сердца и венчается исповедью, где мы просим Бога простить все наши ошибки и помочь нам их не повторять».
Выходит, вовсе не обязательно на Крещение прыгать в купель и рисковать здоровьем. Достаточно покаяться, то есть попытаться переосмыслить собственную жизнь. «Современная реальность такова, что церковному празднику уделяется в лучшем случае несколько часов или даже минут: окунуться в прорубь в крещенский вечер или по пути домой освятить кулич на Пасху… Толку от такого «празднования» – как от хождения в спортзал раз в год на пять минут», – сетует настоятель храма святителя Николая Чудотворца.

К гадалке не ходи!

Помимо купаний в иордани, на Руси в ночь с 18 на 19 января принято и ворожить. Как много веков назад молодежь гадала на суженого, так и сейчас не прочь узнать свою судьбу.
Но отец Дионисий, хоть и молодой и прогрессивный священнослужитель, ко всякого рода гаданиям относится отрицательно: «Жизнь человека и так подвержена влиянию социума, воспитания, исторической реальности и многим другим факторам. Именно поэтому в этом бушующем океане так хочется сбросить с себя личную ответственность за решения, назначить иных ответственных: родителей, государство, начальство, судьба… И гадание в этом свете уже не просто невинная забава, а способ внести в пространство личного выбора и личной ответственности элемент мистики, фатума».

Может, и правда, в XXI веке пора отойти от «модных» способов празднований и посмотреть в корень богословского смысла церковных дат? И открыть свои сердце и душу Богу.