Обыкновенное чудо Валерия Бородянца

2010-09-11

Автор: Ирина Алёшина

Мало кто влюбляется раз и на всю в жизнь в школьный предмет – алгебру, химию. Впрочем, говорят, редко, но метко. Трудно представить людей, с упоением штудирующих математические формулы или увлеченно читающих на ночь правила синтаксиса и орфографии. Разве что выбранная профессия обязывает – математику или корректору никуда без формул или правил…



Валерий Иванович Бородянец начал ставить физические опыты еще в детстве. Для самых первых нужна была тележка, спиртовые таблетки и пробирки – последние закупались в ближайшем к дому магазине учебных пособий. В пробирку наливалась вода, под ней на тележке укреплялась спиртовая таблетка, которая поджигалась. Тележка ехала под горку, завершалось ее путешествие оглушительным хлопком – из пробирки под давлением вылетала пробка.

В школе физика стала любимым предметом, что впоследствии повлияло на выбор вуза – Валерий Бородянец поступил в машиностроительный институт. Учился на одни пятерки. На заводе, куда пришел работать уже молодым специалистом, Валерий довольно быстро стал ведущим конструктором.

Интересная, пусть и временами трудная работа, уважение коллег, отличная по тем временам зарплата. Казалось бы, чего еще?

Оказалось, не хватает любимого дела. Образовавшуюся пустоту заполнил довольно быстро. И вот уже наряду с основной работой Валерий Бородянец берется «воплотить в жизнь» решение горкома – возродить в городе детское техническое творчество. За казенной формулировкой скрывается то, о чем мечтал уже давно: у Валерия, возглавившего летную школу во Дворце пионеров им. Гагарина, есть теперь вполне реальная возможность создать легкий летательный аппарат. Эта мечта возникла не на пустом месте. 1970-е годы – время повального увлечения дельтапланами. О них наперебой пишут газеты; полно смельчаков, решающих на собственном примере убедиться «в безопасности и надежности» этих аппаратов (интересно, не тогда ли Леонтьев задумал свой хит «Полет на дельтаплане»?).

Вслед за волной ажиотажа пошла другая – смертности. Количество разбившихся было огромно. Ажиотаж резко пошел на спад, но Валерий решил доказать: летать можно, главное, знать, на чем и как. И доказал. Его летательный аппарат – планер, который управлялся рулями (конструкция дельтаплана была более примитивна, и управлялся он корпусом). Еще одно отличие, обеспечивающее безопасность: летательный аппарат Валерия приземлялся на колесо; дельтапланеристам же его заменяли собственные ноги.

Всего Валерий Бородянец создал пять таких летательных аппаратов, все они успешно прошли испытания. Орловское юношеское объединение «Аэроклуб» предоставило для воспитанников Валерия летное поле и место для хранения летательных аппаратов (позже, когда с финансированием летной школы станет совсем туго, Валерий будет до последнего биться за то, чтобы мальчишки летали, он станет возить и их, и снаряжение в аэроклуб на своем стареньком горбатом «Запорожце», делая по нескольку рейсов туда и обратно). Увы, постепенно дело, в которое он вложил душу, рассыпалось в труху. Автор методики, созданной для летной школы, по которой обучались планеристы из Липецка, Красноярска, оказался не у дел. Да и сам планеризм, которому чуть ли не сочинялись оды, плавно сошел на нет. Сейчас школа, подобная орловской, существует в Красноярске, и она едва ли не единственная в России. Ее название – «Энтузиаст» – говорит само за себя. В Интернете, конечно, хватает предложений по экстрим-спорту. Но такое удовольствие не из дешевых и по карману далеко не многим.

Больше всего в этой печальной истории (а сколько их по всей стране) поражает то, что на этом она не закончилась. Не стало средств на финансирование школы, но любовь к физике никуда не делась. Только теперь она воплотилась не в летательных аппаратах, а в занимательных приборах, созданных своими руками. Валерий Иванович Бородянец по-прежнему работает во Дворце пионеров, куда он ушел много лет назад с должности заместителя начальника конструкторско-технологического отдела завода «Легмаш», не сумев совмещать две работы и в результате выбрав ту, которая оплачивалась в два раза меньше, но была по душе. Сейчас его зарплата – это 2,5 тысячи рублей. Но даже если б не получал за свою работу ни копейки, все равно не ушел бы. Дорогого стоят горящие глаза детей, для которых скучная физика благодаря твоим стараниям превращается едва ли не в самое увлекательное занятие.

…Кресло Жуковского, демонстрирующее ускорение вращения так, что сидящему на нем с закрытыми глазами кажется, что он вот-вот перевернется, настолько силен эффект, для ребят едва ли не самый увлекательный аттракцион кабинета «Чудеса физики» Валерия Ивановича Бородянца. Обычная пластиковая бутылка, заполненная водой, в которой поплавок тонет, всплывает или держится на воде благодаря законам физики и незаметным манипуляциям демонстратора этих законов. Хитро склеенная лента Мебиуса, при разрезании продолжающая представлять собой единое целое, теннисный шарик, способный зависать, а потом и танцевать в воздухе – это лишь немногие из обыкновенных чудес Валерия Ивановича Бородянца. Часть приборов он раздарил по школам Орловской области, откуда в его кабинет чудес приезжали экскурсии. Иногда желающих попасть в этот кабинет оказывалось столько, что приходилось записывать их за месяц.

Несколько лет назад у Валерия Ивановича Бородянца появилась еще одна мечта. Наблюдая за любознательными мальчишками и девчонками, задумал он собрать группу интеллектуально развитых детей и с раннего возраста начать развивать их способности. Придумал и тесты – как и все остальное, занимательные.

Один из них – сборка хитроумного кубика, распадающегося на несколько деталей. Всего же у кубика 20 способов сборки. И вот что удивительно: собрать его хотя бы одним способом удается далеко не каждому взрослому, а вот многие дети справляются с этой задачей играючи. Валерий Иванович завел специальную тетрадь, в которую записывает имена и координаты ребят, прошедших тестирование.

Чтобы создать группу и серьезно заниматься с ребятами, необходим еще один педагог, но на такую зарплату найти желающих невозможно. Пройдет всего несколько лет, считает Валерий Иванович, и способности ребят, которые сейчас показывают блестящие результаты, развить будет гораздо труднее. Бородянец с горечью говорит о том, что именно сейчас мы теряем талантливых конструкторов, которыми эти ребята могли бы стать в будущем. Да и тем из них, которым все же удалось не растерять дарование и закончить технические вузы, зачастую весьма трудно трудоустроиться. И идет талантливая молодежь работать на стройки и автостоянки. Получается, забиваем микроскопом гвозди? Свои мысли и соображения по этому поводу Валерий Иванович изложил в письме президенту Дмитрию Медведеву, но ответа на него так и не получил. К сожалению, даже самым благородным мечтам иногда, видимо, не суждено осуществиться.

Валерию Ивановичу Бородянцу сейчас 68 лет. На сколько еще времени хватит желания и сил придумывать разработки, объяснять ребятам то, о чем они вряд ли еще от кого-то узнают? Найти ответ на этот вопрос не так уж сложно, а вот отыскать второго такого Бородянца, который и сам со своими приборами и экспериментами – обыкновенное чудо, в провинциальном городе намного труднее.