Очаг русской речи

2010-12-26

Автор: Валерий ГАНИЧЕВ

У каждой исторической земли России, её главного города есть своя миссия. Вспоминаю, как в 2001 году мы проводили пленум на колёсах Москва – Владивосток, посвящённый 100-летию Транссиба, и выступали на митингах в крупнейших городах, чувствуя и осознавая их место в России.



Владивосток утверждён как владетель России на Дальнем Востоке. Хабаровск – как знак державного присутствия от Амура до Охотского моря.

Иркутск – хранитель самого главного богатства земли и страны – пресной воды, хранитель Байкала. Удивительно, но от Москвы до Иркутска столько же километров, сколько от Иркутска до Владивостока.

Новосибирск (Новониколаевск) – порождение Транссиба, узел между центром и Сибирью.

Екатеринбург – за спиной Центральная Россия, перед лицом – простор восточной части страны. Опорный край державы!

Нижний Новгород – тыл Москвы, если надо, собиравший не только деньги, но и ополчение для её спасения.

И – столица-матушка с ожерельем городов вокруг: Смоленск, Владимир, Иваново, Тула, Калуга, Курск, Орёл, Тамбов…

И в этом цветастом ожерелье Орёл занимает своё особое место. Историки, географы, этнографы об этом много пишут. Но я хотел бы сказать об одном качестве этой земли, может быть, самом важном для духовной жизни народа. Во всём богатстве нашей культуры особым светом светит слово, язык наш, речь наша, которые здесь, на Орловщине, занимают какое-то особое, незыблемое, удобное место. Недаром филологи говорят об орловско-курском диалекте как основе русского языка. Ведь не новгородский язык вечевого колокола, имеющий на это своё славянское первородство, не акающая и центрально-главная Москва, не Нижний Новгород с его круглым и весомым «о», а вот эта Среднерусская возвышенность и слово-то русское возвысила, уложила в красивый ряд и дала ему совершенство, которое прочувствовано и услышано было чутким ухом и душой гениев.

Тургенев купался в красоте звуков и слов орловских мужиков и мещан, колотовских певцов и фантазиях бежинлуговских мальчишек, а затем возвратил это русскому человеку как опору жизни для всех нас. Фет передал его нам нежным звуком солнечного привета. Бунин донес до нас его запахом антоновских яблок и легким дыханием его героинь…

Когда есть такой язык, живёт народ, не умирает смысл его бытия. Это ведь как воздух, кислород: есть он – мы и не замечаем его, дышим, иногда сердимся на его задымление или загазованность. А если исчезнет, уйдёт в озоновую дыру, то всё! Наша Земля будет какому-то инопланетянину казаться некими Марсом или Венерой, сверкающими и, возможно, красивыми, но холодными звездами или планетами, безжизненными и обескровленными. Как же не упустить нам в эту озоновую дыру безразличия, безумного расточительства в погоне за прибылью наш язык, его человеческое отличие от животного и мёртвого мира?

Есть немало безразличных к этому людей, есть немало равнодушных, в том числе из академических, научных кругов, которые считают, что язык сам себя защитит, очистит, организует. Есть просто вредители, похожие на летних поджигателей лесов, испытывающих геростратово удовлетворение от пепелищ. К ним принадлежит и немало тех, кто из себя корчит писателей, из-под пера которых выходит тлетворное «голубое сало», сквернословие, которое они пытаются выдать за норму русского языка, защищаемую с телевизионного экрана особами, причисляющими себя к высокой культуре и русской литературе.

Все эти усилия приносят свои плоды. Многие молодые люди уже не могут изъясняться по-русски, засыпают речь иностранными словами, сквернословят, убого мыслят. Ну а где научиться? Сочинения не пишут, русская литература экзаменуется плохо, классика отторгнута от экрана или извращается, приспосабливается к похоти золотого тельца.

Кто будет стоять на страже русской речи, русского слова?

Обращаемся в первую очередь к орловской земле – земле Тургенева, Толстого, Фета, Бунина, Лескова, Пришвина, Леонида Андреева, земле, взрастившей и организовавшей талантливый, хороший, творческий отряд писателей, журналистов, творческих учителей, самоотверженных библиотекарей и представителей власти, пекущихся об отечественной культуре и полнокровии русского языка.

На власти, на учительстве, на писателях, на библиотекарях, на семье, на интеллигенции, на патриотах Отечества лежит спасительная миссия: защитить, охранить русское слово, овладеть тем великим и могучим русским языком, который есть главная крепость нашей культуры.

В 1994 году на знаменитом пленуме Союза писателей России, который и соединил в единое духовное ядро тех, кто следует русской классике и кто стоит на страже русского языка, родилась знаменитая формула: «Орёл – третья литературная столица России». Она принята как писателями страны, так и орловцами. Мощный талантливый отряд русских литераторов, наших коллег писателей, подтверждал это. Это известные всей стране поэт Виктор Дронников и продолжатель бунинского наследия Иван Рыжов, это яркие исследователи отечественной истории и литературы Василий Катанов и Владимир Громов, тонкие рассказчики Юрий Оноприенко и Валентина Амиргулова, трепетная и возвышенная Ирина Семёнова, ставшие во главе организации Юрий Моисеев и Геннадий Попов, критики философского склада Владимир Ермаков и позднее появившийся из Казахстана Анатолий Загородний, не только всероссийский издатель, но и автор историко-публицистических исследований родного края Александр Лысенко. Да и другие. Я не ставлю своей задачей перечислить всех, я обращаюсь к орловцам: быть в России очагом русской речи, ибо наследие русского слова – незаменимый источник жизни народа. А духовное наследие русской классической литературы, русского слова признано всем культурным миром.

Сейчас ясно, что сила нации заложена в такой же степени в культуре, искусстве, литературе, как и в её достижениях в промышленности, физике, электронике.

Верим, что в Орле и области не зачахнет древо русского языка, не увянет русская литература, не умолкнет русское слово. Никогда!

Россия надеется на Орёл!