Один день и несколько лет из жизни художника

2024-08-05

Автор: Александр Полынкин, фото из открытых источников

5 августа в истории Орла – знаковая дата, когда вспоминают события из жизни старинного города и биографии известных его уроженцев. Один из них – живописец-портретист, реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников.



Находка в архиве

О его жизни и творчестве в разные годы написано было много, но почему-то в Орле это имя до настоящего времени обходили вниманием и ни разу по-настоящему не отметили ни один из его юбилеев, к примеру, последний, 150-летний, в мае 2021 года. Между тем замечательный художник, чьи работы находятся в 13 известнейших музеях России и Украины: Третьяковской галерее, Центральном музее Вооруженных сил, Музее новейшей истории России, Днепропетровском национальном историческом музее им. Д. Яворницкого, полтавском, донецком, орловском художественных музеях и других, достоин нашей памяти и внимания.
Не буду повторять известные факты биографии и творческой деятельности Николая Струнникова, поскольку читатель легко сможет познакомиться с ними на различных электронных ресурсах. Остановлюсь на нескольких моментах, до сего времени остававшихся совсем или мало известными читателям и исследователям искусства.
Начну с даты и места рождения художника. Во многих статьях о нем сказано, что Николай Иванович появился на свет в Орле 14 мая 1871 года. Мне в фондах Госархива Орловской области посчастливилось работать с метрическими книгами Крестовоздвиженской церкви Орла за 1871–1872 годы (ГАОО, ф. 101, оп. 1, ед.хр. 3183, на 206 листах). И вот какую запись под №90 в части первой метрической книги за 1871 год, на листах 19 об.-20, я обнаружил: «Родился 1 мая, крещен 3 мая 1871 года младенец Николай. Родители: касимовский купеческий сын Иван Алексеев Струнников и законная его жена Александра Николаева, оба православного вероисповедания. Восприемники: орловский мещанин Петр Алексеев Суслов и Владимирской губернии мененковская мещанская жена Мария Петрова Нунк».
Об отце Николая Ивановича Струнникова везде писали и пишут (в том числе родная сестра художника, Мария Ивановна), что он был приказчиком в сельском магазине, а мать – домохозяйкой. Однако, получается, по происхождению Иван Алексеевич Струнников – из купеческой семьи города Касимова (Рязанская губерния), которого провидение занесло на Орловщину. По всей видимости, судьба (или родители) не благоволила к купеческому сыну, и он был вынужден жить вначале в Орле, а потом в селе Богородицкое Орловской губернии и служить там в сельском магазине, изо всех сил пытаясь добыть пропитание своим шестерым детям (двум сыновьям и четырем дочерям, рождавшимся с большими промежутками – с 1871-го по 1893 год).
Теперь о дате рождения Николая Струнникова. Во всех источниках названо 14 мая 1871 года. Между тем в метрической записи говорится о 1 мая по старому стилю. А если перевести ее на новый, то получится не 14-е, а 13-е мая 1871 года, поскольку для перевода даты требуется прибавить 12 дней, а не 13. Значит, художник Струнников родился на один день раньше, чем сказано о нем во всех официальных документах.

Первый учитель

После окончания обучения в начальной школе (скорее всего, это было в селе Бородицкое) отец отдал Николая в «мальчики», на склад купца Конькова в Орле, где будущий художник за несколько лет прошел еще одну школу – голода и подзатыльников. Но именно здесь у него зародилась мечта о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки Николай зарисовывал на клочках бумаги.
«Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н.В. Гоголя, особенно «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка, молодец!»
С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова. В литературе говорится, что Николай Иванович попал к нему по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Но, судя по всему, это было не совсем так, поскольку Сергей Иванович Грибков, русский жанровый живописец, специалист по росписям церквей, родился в 1822 году в городе Касимове, там же, где и отец Николая Струнникова. Вполне возможно, что они были знакомы, и Иван Алексеевич обратился к земляку с просьбой.
Так Николай Струнников оказался в учениках у Грибкова: днем тер краски, колол дрова – выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В.А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан хорошо. Своего учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом, что тоже говорит о близости и землячестве.
У Грибкова в мастерской Николай работал с 1885-го по 1892 год, после чего сбылась его мечта о поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Он окончил учебное заведение с двумя серебряными и одной бронзовой медалью в 1899 году. Семь лет училища были наполнены бытовыми трудностями, поскольку у отца и матери не было возможности помогать ему. Но во время учебы судьба свела Струнникова с известным московским журналистом Владимиром Гиляровским, который приютил у себя бедного студента и всячески помогал. Впоследствии художник отблагодарил благодетеля, написав несколько его замечательных портретов, в том числе в образе лихого запорожца.


Заслуженный…

Таким оказалось начало художественной деятельности Н.И. Струнникова. А потом было продолжение учебы у Ильи Репина и достаточно успешная и плодотворная жизнь профессионального живописца.
По просьбе Ивана Ильича Яковлева, настоятеля построенной в Малоархангельске Воскресенской церкви, Струнников, приезжая в город с 1912-го по 1914 год на летние месяцы, сделал замечательную роспись храма, повторив монументальную живопись Владимирской церкви в Киеве. Николай Иванович вспоминал об этом: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом… Если бы не мое гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса… это хорошо оплачивалось, и я мог уже помогать семье».
Тогда же, по личной просьбе Яковлева, сдружившегося с художником, Струнников написал для него домовую икону Спаса Нерукотворного, которая долгие годы находилась в семье священника. К сожалению, увидеть эти творения рук художника мы не можем: Воскресенскую церковь взорвали гитлеровцы в 1943 году, а икона пропала во время оккупации Малоархангельска.
Скончался замечательный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников 20 сентября 1945 года в Москве, похоронили его на Новодевичьем кладбище.