Автор: Беседовала Катерина КАШИНА
Фильм, снятый по сценарию нашей землячки — Марины Сасиной, обещает стать сенсацией.
8 апреля на экраны кинотеатров выходит «Одна война» – фильм, который еще до начала широкого проката получил признание зрителей в России и за рубежом. На международных и отечественных кинофестивалях «Одна война» завоевала девятнадцать призов, пять из которых – гран-при. Ни одна картина, снятая в России в 2009 году, не была оценена столь высоко.
Режиссер фильма – Вера Глаголева, известная по ярким ролям в кино. Автор сценария – Марина Сасина, около пяти лет проработавшая журналистом в орловских газетах. Накануне премьеры «Одной войны» сценарист рассказала корреспонденту «ОВ» о киносъемках, актерах и о себе.
— Марина, правда ли, что фильм «Одна война» предложили номинировать на кинопремию «Оскар»?
— Действительно, на фестивале «Московская премьера», где наша картина получила гран-при, к нам с Верой Глаголевой подошли представители «оскаровского» комитета и сказали, что включили «Одну войну» в короткий список из пяти российских фильмов, которые они рекомендуют «выдвинуть» на «Оскар». Мы очень удивились и, конечно, обрадовались. Но от предложения пришлось отказаться, поскольку наш фильм еще не был в прокате, а это обязательное условие для «оскаровских» номинантов. Продюсеры «Одной войны» приняли решение не изменять график проката – даже ради возможной номинации на престижнейшую кинопремию. Пусть наше кино сначала увидят российские зрители. Если все сложится удачно, можно будет подумать об «Оскаре» в следующем году…
История одного фильма
— Как родилась идея сценария «Одна война»?
— Почти десять лет назад (я тогда работала журналистом в Орле) один пожилой человек рассказал мне случай из своей жизни. В конце 1944 года миноносец, на котором он служил юнгой, причалил в Северном море к острову Диксон, чтобы пополнить запасы пресной воды. Матросы обнаружили на острове брезентовые палатки, в которых жили молодые женщины с маленькими детьми. Матери рассказали, что их привезли сюда с бывших оккупированных территорий Украины, Белоруссии и России, а дети рождены от немцев.
Три года назад (я уже заканчивала сценарный факультет ВГИКа и думала о дипломном сценарии) мне удалось найти документальное подтверждение этой истории. Колонии поселения для «жен врагов» и их детей действительно существовали. Мне показалось, что фильм, открывающий неизвестные страницы истории нашей страны, может быть интересен зрителям. Мне хотелось показать, что могли чувствовать и о чем, возможно, думали женщины, живущие со своими детьми в подобном месте, 9 мая 1945 года – в самый счастливый день для миллионов жителей нашей страны.
Я начала писать «Одну войну» 9 мая 2007 года. Ровно через год Вера Глаголева начала съемки. Фильм был закончен в 2009 году, тоже 9 мая. Вот такая нумерология.
— У ваших героинь есть реальные прототипы?
— Нет, женщин с такими именами не было. Но это не значит, что их истории не правдивы. Судьбы и характеры героинь сложились из воспоминаний очевидцев. Работая над сценарием, я разговаривала с многими людьми, пережившими немецкую оккупацию, в том числе, и с жителями Орла. Кстати, одна из героинь фильма – орловчанка.
В картине не показаны военные действия, нет «окопной правды». Это история о людях, которым выпало родиться в двадцатые годы прошлого века. О женщинах, чьи судьбы искалечены войной. О милосердии, о прощении, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. И о том, что не все способны стать героями…
— Где проходили съемки?
— В Карелии, в городке Питкяранта, на Ладоге. Раньше эта территория принадлежала Финляндии. Там суровый климат: шторма, холодный ветер.
Сначала предполагалось, что съемки будут в другом месте. Был арендован очень красивый остров, тоже на Ладожском озере. Но перед выездом киногруппы выяснилось, что у острова появился хозяин, который против присутствия киношников. Поэтому Вере Глаголевой с оператором Русланом Герасименковым и художником-постановщиком Игорем Коцаревым срочно пришлось выбирать новую натуру. В окрестностях Питкяранты они нашли небольшой полуостров и островок, находящиеся рядом. В апреле вся «натура» была под снегом, и художнику пришлось взорвать фьорд, чтобы понять, подходят ли эти места для нашей истории.
Самым трудным было создать на съемочной площадке атмосферу сорок пятого года. И Игорю это удалось. Ребята из его команды сделали потрясающие декорации: соединили деревянными мостками остров и полуостров, по бревну собрали настоящие русские избы, купленные в Тверской области, построили сараи и сушилки для рыбы. Лодки и рыболовные сети – тоже настоящие, сороковых годов – привезли из Костромы.
Общее дело
— Как вышло, что режиссером фильма стала Вера Глаголева? Если верить информации, обсуждаемой в Интернете, снимать «Одну войну» собирался Алексей Учитель…
— Действительно, снимать фильм должен был Алексей Ефимович. Но, пока он был занят другим проектом, сценарий прочитала Вера Глаголева. Она уговорила Учителя уступить сценарий ей. И я рада, что фильм сняла именно Вера. Мне было очень приятно работать с ней. Кино получилось очень искренним.
— В одном интервью Вера Витальевна сказала, что ждала этот сценарий всю жизнь…
— Мне об этом не известно.
— Не было ли у режиссера желания что-то добавить или, наоборот, убрать из сценария?
— Вера очень бережно отнеслась к истории, и не хотела ничего вычеркивать из сценария. Хотя я бы убрала некоторые реплики… Но Вера настояла, чтобы они остались.
По просьбе режиссера я добавила две сцены, дающие намек на симпатию, которая могла бы возникнуть между одной из героинь и майором НКВД.
— А кто занимался подбором актеров?
— Режиссер. Но я присутствовала на кинопробах и участвовала в утверждении актеров на роли. Мне кажется, актерский ансамбль сложился удачно: Александр Балуев, Наталья Суркова, Михаил Хмуров, Анна Нахапетова, Наталья Кудряшова, Ксения Суркова, Юлия Мельникова, Федор Копосов. И конечно, дети…
— Правда ли, что Александр Балуев отказался сниматься в военной форме? Дескать, надоело играть офицеров…
— Балуев играет сотрудника НКВД, который после ранения демобилизован с фронта. Прочитав сценарий, Саша сказал, что представляет своего героя человеком мирным, не солдатом. Это не противоречило нашей истории. Поэтому Балуев снимался в вязаном жилете, под которым не видно погон на гимнастерке, в трофейных американских ботинках и слегка ушитых галифе…
— А как проходили съемки? Все ли сразу получалось?
— Что-то сразу, а что-то нет… Были сцены, которые снимали по несколько дней – ждали подходящую погоду. Иногда штормило, дул сильный ветер с Ладоги, но актеры все это выдержали. Я недолго была на съемках, чуть больше недели. Киногруппа начала работу в мае, а закончила в конце июня 2008 года.
— Местные жители вам помогали?
— В Карелии живут замечательные люди. Они помогали нашей группе и на площадке, и в организационных вопросах. Пятеро детей, которые снимались в фильме – из Питкяранты. Их родители постоянно присутствовали на съемках, и очень нас понимали и поддерживали.
— На 8 апреля запланирован премьерный показ в российских кинотеатрах. Как, по вашему мнению, отнесутся к фильму те женщины, которые прошли через войну? — Увидим. Я понимаю, что фильм не может понравиться всем, поскольку люди разные. Да и тема неоднозначная. Но все знают о том, что война была, и ее нельзя забывать. Наш фильм о простых людях, у которых не было другого времени на то, чтобы любить и взрослеть. Осуждать кого-то из них мы не имеем права. Но и не оправдываем. Так сложилась их судьба.
Уже год мы показываем фильм в разных странах. Картину очень тепло приняли в Канаде, Испании, Франции, Болгарии. Мы даже получили гран-при на фестивале мусульманского кино, проходившем в Казани, и приз «За художественные достоинства» на престижном каирском фестивале. Люди принимают нашу историю сердцем, и это для нас очень много значит.
Ближайшее будущее
— Марина, расскажите о своих творческих планах.
— На сегодняшний день у меня шесть проданных сценариев. Из них поставлены два. Кино, к сожалению, дело не быстрое. В ближайшие дни на экраны выйдет 12-серийный телефильм, в котором я – автор диалогов. Если все сложится удачно, скоро начнутся съемки кинофильма по моему сценарию. Этот фильм тоже о войне. Но история более масштабная. Действие происходит в нескольких странах, и герои картины говорят на трех языках.