Окаянные дни орловских музеев

2010-05-22

Автор: Редакция

Накануне 140-летнего юбилея И.А. Бунина власти не могут найти 500 тысяч рублей на реставрацию музея знаменитого орловца — нобелевского лауреата.



В октябре исполнится 140 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина, чье имя тесно связано с литературной историей Орловщины. В честь юбилея нобелевского лауреата во Франции, где Бунин жил в эмиграции, открывается музей писателя. А музей, когда-то открытый в Орле, где Иван Алексеевич провел долгие годы жизни, где начал творить, вот уже десять лет как закрыт на капитальный ремонт. И с каждым днём работники музея всё больше сомневаются, что его удастся завершить к празднику.

Нужно лишь 500 тысяч

Третья литературная столица России – так часто называют Орёл. Но что толку в пафосе слов, если за ними пустота и разруха? Корреспондент «ОВ» прогулялась по нашему знаменитому «литературному кварталу» и собственными глазами убедилась: то, о чем говорят музейные работники – чистая правда. И тревоги их вполне обоснованы. Того, чем так гордится наш край знаменитых писателей, мы можем запросто лишиться.

Музей Бунина практически полностью отреставрирован. Но залы и комнаты сиротливо пусты. Сейчас готовы лишь «Зеленый зал», где размещена уникальная коллекция произведений Бунина, и кабинет писателя, где воссоздана оригинальная обстановка, из Парижа в 1950-х годах привезена мебель и даже печатная машинка, за которой творил гений.

Капитальный ремонт начали в 2008-ом, когда областная власть по распоряжению губернатора Егора Строева выделила на эти нужды серьезные средства. Тогда же помогли и спонсоры, дав денег на крышу. В итоге сумма получилась весьма внушительная. И работу удалось провести колоссальную. Дабы завершить начатое, требуются не миллиарды и даже не миллионы. Нужно лишь 500 тысяч рублей, чтобы третья литературная столица не потеряла лицо, чтобы к юбилею того, чьим именем мы гордимся, дом-музей смог с достоинством распахнуть двери перед гостями, которые приедут к нам из разных точек мира. Однако этих денег нынешняя власть найти то ли не может, то ли не хочет. Да и меценаты земли орловской как в воду канули.

– Нам говорят: у вас в штате есть и плотник, и столяр, и художник. Но нужно ведь понимать, что содержать плотников и художников можно лишь тогда, когда уже что-то имеется, словом, есть то, что нужно поддерживать в порядке, – рассказывает директор Орловского объединенного государственного музея И.С. Тургенева Геннадий Алексеев. – Строить же экспозицию изначально нужно силами профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом. В противном случае это будет уровень сельского музея. Можно много говорить о значимости того места, в котором мы живем, называть Орёл литературной столицей. Но ведь, по большому счету, нам просто повезло, что эти великие авторы родились и жили в нашем городе! А мы, получается, «катаемся» на памяти ушедших и хранить то, что имеем, заботиться о том, что так легко досталось, не стремимся.

Пока единственная надежда музея Бунина – отыскать людей, готовых поддержать культурный объект финансово. Ведь открыть музей – дело чести.

Этот год официально объявлен годом Франции в России и России во Франции. В Русском доме во Франции состоится международная бунинская конференция. Наверняка, нечто похожее пройдет и у нас. Что мы покажем гостям? С каким ощущением на родине великого писателя будут чествовать его, понимая, что не сделали и той малости, которую вполне могли бы?

Усадьба в развалинах

Однако на музее Бунина проблемы не заканчиваются. Почти в развалинах находится единственная уцелевшая на территории города дворянская усадьба – дом Галаховых, где в 1918 году был открыт первый в стране литературный музей. Уже давно здесь не проводятся экскурсии. И велика вероятность, что скоро проводить их будет просто негде: музею уже сейчас требуется не реставрация, а реконструкция.

Самому дому, построенному по проекту знаменитого архитектора Тибо-Бриньоля, 150 лет.

– Этот дом знали все писатели, которыми мы сейчас гордимся. Он являлся хранилищем мемориальных коллекций Тургенева и Фета, – рассказывает заведующая музеем писателей-орловцев Лариса Маричева. – Здесь собиралась настоящая элита того времени: люди, вхожие в лучшие дома Петербурга. Шутка ли, в усадьбе бывала Ольга Александровна Романова, родная сестра императора Николая II.

В гостеприимном особняке Галаховых устраивали балы, музыкальные вечера, благотворительные мероприятия. Музейные работники уверены: сохранить нужно не только дом, но и весь усадебный комплекс. В будущем люди непременно должны знать, что представлял собой Орёл в XIX веке. Убеждены они и в том, что впоследствии на этом можно будет хорошо зарабатывать: интерес к нашим музеям проявляют далеко за пределами России. Но чтобы показать их гостям и туристам, сначала нужно потратиться, вложив деньги.

– Мы все знаем, как борются сейчас в Москве за то, чтобы сохранить старый центр. Ведь когда человек приезжает в другой город, ему не интересно идти смотреть на новые здания, практически точные копии которых наверняка найдутся и на его родине, – продолжает Лариса Михайловна. – Иностранные гости всегда просят: проведите нас по старым улицам. Им не интересен новый Орёл. У нас все время говорят, что денег не хватает. Но на самом деле, вопрос в том, куда эти деньги тратить. Ведь когда человек уходит, он должен оставить о себе добрую память. Третьяков оставил столице картинную галерею, и его будут помнить. Сейчас же в кругу людей, имеющих высокий социальный статус, почему-то больше принято оставлять состояния потомкам, которые в результате эти состояния проматывают. Нужно сохранять культуру, историю. Иначе мы лишимся корней. У нас же, к сожалению, многое делается лишь на словах.

Музей Тургенева – памятник федеральный?

В последнее время в кругах орловской интеллигенции заговорили о возможном присоединении музея Тургенева к музею-заповеднику Спасское-Лутовиново, являющейся объектом культурного наследия федерального значения. Директор музея Геннадий Алексеев видит в этом один из выходов в сложившейся непростой ситуации:

– То, что у нас есть по Тургеневу, по Бунину, сделало бы честь любому столичному музею. А потому наш музей вправе стать федеральным. И мы, безусловно, будем двигаться в этом направлении. Какие плюсы это может принести музеям? Во-первых, нормальное финансирование. Это, действительно, очень важно, ведь содержание того огромного хозяйства, которое есть у нас, дело непростое. Тем более, практически все здания, в которых находятся литературные музеи, являются объектами культурного наследия. Три из них – дом Лескова, дом Грановского и дом Андреева – федерального значения. Второй значительный плюс, конечно, повышение заработной платы сотрудникам. Другое дело, что сейчас, в кризисные годы, вклиниваться в уже сформированные, утвержденные бюджеты очень сложно.

Выходит, пока забота обо всем этом огромном хозяйстве ложится на плечи музейных работников: трудятся практически даром и несмотря ни на что пытаются сберечь то богатство, хранителями которого им довелось стать. Без подвижничества многое было бы невозможно. Но помимо доброй воли человеческой нужны еще и финансовые вливания. Причем серьезные. В противном случае когда-то обнаружится, что сохраненное будет негде экспонировать, и музейные раритеты окажутся в узком обороте только у специалистов.