Окошко в детство Анастасии Орловой

2019-04-15

Автор: Подготовила Ольга Шевлякова

Орлу иногда очень везет: заинтересованные люди приглашают сюда интересных людей. Взять, к примеру, писателей. В рамках разных проектов наш город посетили Даниэль Орлов, Юрий Ничипоренко, Людмила Улицкая. А совсем недавно, в марте, сотрудники библиотеки им. М.М. Пришвина позвали к нам талантливую детскую писательницу Анастасию Орлову. Финалист самых разных литературных конкурсов, лауреат всевозможных премий, в том числе имени Самуила Маршака и Корнея Чуковского, молодая мама… Критики не раз сравнивали ее стихи с поэзией Агнии Барто для самых маленьких – такой же яркой, запоминающейся и оригинальной. В стенах Пришвинки Анастасия с удовольствием пообщалась с маленькими читателями, их родителями, а также со всеми желающими, поведав о собственном творческом пути и дав несколько ценных советов о том, как ориентироваться в бескрайнем море современной детской литературы.



В поэты из декрета
– Анастасия, ваша первая книга – «Яблочки-пятки. Стихи для самых маленьких» – увидела свет в 2012 году. Расскажите о том, как она создавалась.
– Составителем моей первой книги стал Михаил Давидович Яснов – это мой учитель, с которым мы познакомились, когда я начала сочинять стихи. Знакомство было виртуальным – я размещала свои работы на ресурсе «Стихи.ру», мне была очень нужна обратная связь. В то же время там публиковался Николай Юрьевич Боровков, заслуженный деятель искусств, режиссер театра кукол и очень остроумный поэт из Санкт-Петербурга. Вот он и отправил мои стихи Михаилу Яснову, Сергею Махотину (оба – российские поэты, писатели, авторы произведений для детей. – Прим. ред.) и в журнал «Мурзилка». Все три адресата мне ответили, что, конечно, было очень приятно. С Михаилом Давидовичем у нас завязалась длительная переписка, которая продолжается по сей день. Он один из тех людей, кто первым читает все, что я сочинила.
«Яблочки-пятки» – это стихи для самых маленьких, для тех, кто только родился. Собственно, это первые стихи, которые я начала писать после большого перерыва, и связаны они с рождением моих детей. Мне хотелось рассказать об этом удивительном периоде, о тех эмоциях, которые его сопровождают… Все это вылилось в мою первую книгу.
– Нередко в детскую литературу приходят писатели из совершенно иных профессиональных сфер – есть в прошлом физики, биологи, математики… У вас ведь тоже схожая история?
– Вообще, мне кажется, писательству практически невозможно научиться в институте. Поэтому и приходят в литературу люди буквально отовсюду. Хотя, быть может, если бы я, учась в школе, увидела настоящего, живого писателя, сразу решила бы посвятить себя этой профессии… Но такого не случилось, и я поступила в университет на экономический факультет, а в литературу пришла из декрета. Это такое время, когда не нужно бежать зарабатывать деньги, опять же, дети рядом и дают пищу для размышлений. Все развивается вполне логично.

Стихи без пользы
– Дети подсказывали вам идеи и сюжеты для стихотворений?
– Не то чтобы они сами подсказывали – просто я очень внимательная мама, всегда все записывала, даже не то, что они говорят, а какие-то свои наблюдения, размышления… Из тех записей, которые не попали в стихи, получилась книжка «Обожаю ходить по облакам», которая стала победителем конкурса «Новая детская книга» и сейчас вышла в двух томах в издательстве «Эгмонт».
– Судя по наблюдениям библиотекарей, видя на полке книги с детскими стихами, некоторые родители сразу от них отказываются: мол, мой ребенок стихи не любит. Вы как автор в первую очередь поэтических детских произведений можете сказать, в чем их польза и значение для ребят?
– Я в принципе не сторонник подходить к поэзии с утилитарной точки зрения. Думаю, что поэзия сама по себе создана в первую очередь для красоты, для радости, для удовольствия. Детская лирика развивает образное мышление, готовит для дальнейшего восприятия взрослой поэзии и иной литературы.
– А что вы читаете своим детям?
– Моим детям уже одиннадцать и четырнадцать лет, они читают самостоятельно. Я довольно долго читала им вслух перед сном, но года четыре назад начались разногласия: один хочет послушать эту книгу, другой ту. Сейчас я иногда читаю младшему. У старшего сложились собственные вкусы. Ему нравятся, в том числе, и современные российские авторы, например, Тамара Михеева – несколько раз ее перечитывал, Андрей Жевалевский и Евгения Пастернак, Нина Дашевская – очень хороший подростковый автор.

Совет для пап и мам
– Некоторое время назад отмечался явный дефицит авторов, пишущих для детей. Эстафету Маршака, Чуковского и Барто некому было перенять. Сейчас же в русскоязычной детской литературе полно новых имен… Но, вероятно, не все из них достойны внимания. Посоветуйте, как сориентироваться в таком многообразии, как найти хорошую книгу для ребенка.
– Если говорить о моем собственном опыте, есть несколько ресурсов и авторов, в том числе блогеров, на которых я ориентируюсь. Могу назвать отличный сайт «Библиогид», представляющий аннотации книжных новинок, рецензии, в том числе обзоры лучших детских книг. Есть там и список детских писателей, авторов иллюстраций к книгам… Еще один очень достойный ресурс – «Папмамбук», где можно найти обзоры новой детской литературы, детские книги по темам и по возрастам, также на этой электронной площадке регулярно проводятся конкурсы для читающих ребят. Интересный блог о детских книгах ведет Евгения Шафферт. Мне также нравится писательница Юлия Кузнецова – у нее, кстати, недавно вышла прекрасная книга под названием «Расчитайка», призванная помочь родителям привить детям любовь к книгам, к самому процессу чтения. Вообще, самое главное – это желание пап и мам искать и выбирать, а выбрать сейчас действительно есть из чего: качественной детской литературы издается много.

Книжка с картинками
– Хорошая детская книга немыслима без красивых иллюстраций. Как вы находите художников для своих произведений? Возможно, есть кто-то, с кем уже сложился творческий тандем?
– Истории случаются разные… Чаще всего мы находим совместное с издательством решение. Если мне, к примеру, что-то не нравится, я об этом говорю, и, как правило, мы приходим к варианту, который всех устраивает. Бывает, что на этапе эскизов я могу просить внести изменения в иллюстрацию, но чаще стараюсь этого не делать – у художника свой взгляд на мои произведения и не страшно, если он не всегда совпадает с моим собственным.
Конечно, стихи проиллюстрировать непросто. Некоторые художники делают это слишком буквально… Тогда как иллюстрации должны давать «воздух» стихотворению, расширять его смысл… Тем не менее, есть прекрасные художники, чьи работы мне очень нравятся и очень близки. Среди них, например, Игорь Алейников, который проиллюстрировал мою книгу «Речка, речка, где твой дом?». С Ольгой Демидовой мы успешно начали сотрудничать – она жила в Штатах, теперь переехала в Москву, и, я надеюсь, мы с ней еще порисуем.


Справка «ОВ»

Анастасия Орлова – детский писатель, поэт. Родилась в Волгоградской области. С четырех лет жила в Республике Тыва, в Кызыле, где окончила школу, а потом в далеком Абакане, в Хакасии, где окончила университет. Сейчас живет в Ярославле. Победитель литературного конкурса «Новая детская книга». Лауреат литературных премий им. Самуила Маршака, Антона Дельвига, Корнея Чуковского, а также премии президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Автор книг «Яблочки-пятки», «Это грузовик, а это прицеп», «Как здорово!», «Речка, речка, где твой дом?», «Маленький-маленький ветер», «Плывет моя флотилия» и многих других.