ОМИИ онлайн

2020-05-13

Автор: Беседовала Ирина Крахмалева

Столичные музеи изо вошли в жаркую дискуссию: а не перекормили ли они посетителей во время изоляции постами на сайтах и в соцсетях про шедевры, изюминки коллекций? Как обстоит дело у нас, мы узнали у директора Орловского музея изобразительных искусств Светланы Четвериковой.



– Только вы открыли выставку фото Индии и Италии – все учреждения культуры были отправлены на карантин. Что за эти полтора месяца произошло в жизни музея? Сотрудники углубились в изучение фондов?

– Ситуация была полной неожиданностью для нас. Очевидно, музей художественный – это все-таки подлинники, это личный контакт, это особая атмосфера музейных залов. План работы, в том числе с посетителями, формируется на год – нам пришлось серьезно его корректировать. Вопрос дополнительных научных изысканий и изучения коллекций у нас не стоял как приоритетный, так как это всегда было основной работой научных сотрудников музея.

– Музей в формате онлайн – что это за явление? И сколько здесь от традиционной культуры? Виртуальный музей – это на время или вообще, дело будущего, как думаете?

– Сочетание всех форм сегодня – наиболее оптимальный вариант для привлечения интереса к музею разных категорий посетителей. Кто-то должен иметь перед глазами альбом в привычном бумажном варианте, кто-то – поделиться с друзьями в соцсетях, где мы, кстати, очень активно работаем, а кому-то непременно нужно прийти в музей и в тишине остаться с любимой картиной.

Мы первыми в регионе предложили нашим зрителям новые информационные технологии. Еще в 2014 году в только открытой для посетителей Мемориальной мастерской народного художника СССР А.И. Курнакова был установлен сенсорный киоск. У музея появился сайт с виртуальной 3D-панорамной экскурсией и аудиоэкскурсией по постоянной экспозиции на базе платформы izi.TRAVEL. В музейных залах появился аудиогид, в том числе для мобильных приложений.

Наши разработки вызвали большой интерес коллег на Славянском международном экономическом форуме в 2017 году, где я презентовала эту тему. Особое удивление вызвал факт, что в штате музея нет программиста, да и бюджетных средств было выделено только на техническое оснащение. Главным же условием внедрения виртуальных технологий является именно наполнение контентом, научными описаниями, всесторонней информацией о предмете и коллекциях в целом.

– Что посетителям ОМИИ доступно в виртуальном формате?

– Проработавшая всего один день фотовыставка «Планета Земля: Индия, Венеция» из Самары. Демонстрируется и экспозиция из наших фондов, которую мы должны были открыть 30 апреля, – «Память о войне» – к 75-летию Великой Победы. Надеемся, наши посетители увидят ее в полном формате ко Дню города, 5 августа, уже непосредственно в наших залах.
Представлены обзоры о вышивке и ковроткачестве Орловского края. Размещен проект «Музейная коллекция», лекции о произведениях русского авангарда. Готовятся к размещению виртуальные панорамы по филиалам музея. Как видите, мы уже были готовы к работе в подобном формате.

– В Международный день музеев в ваших стенах особенно людно. Вы, наверное, и сами скучаете по гостям в залах. Чем порадуете нас, когда выйдем с карантина?

– Акция «Ночь музеев» пройдет под девизом «Символы Победы» – мы покажем выставку «Эхо прошедшей войны», посвященную этюдам к диораме Андрея Курнакова.
Скучаю ли я по гостям в наших залах? Безусловно, но еще больше я скучаю по привычным ритму и формату работы. С нетерпением жду в реальном режиме наших мероприятий и особенно открытия новых выставок – «Блюз над Парижем. Огюст Ренуар. Пабло Пикассо, Андре Массон» компании «Артгит», а также экспозиции московской галереи «Золотой Плес». Их мы запланировали на осень. Надеюсь, все состоится.